Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1034649-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также обращений представителей и сообществ работодателей, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация).
Декларация действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
В случае, если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
В случае отсутствия в период действия декларации указанных оснований для ее прекращения, то по истечении пяти лет она считается продленной на следующие пять лет без повторного проведения специальной оценки условий труда.
Вместе с тем по истечении общего периода действия декларации с учетом указанного продления у работодателя возникает обязанность провести за свой счет специальную оценку условий труда, в том числе в случаях, когда основания для прекращения действия декларации не наступили.
Таким образом, в случае отсутствия оснований для прекращения действия декларации и сохранения на декларируемых рабочих местах прежних условий труда проведение повторной специальной оценки условий труда является избыточным, что не учитывается действующим законодательством о специальной оценке условий труда.
В целях устранения указанного правового пробела законопроектом предлагается установить бессрочное действие декларации, что позволит работодателям по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, не проводить специальную оценку условий труда, что позволит снизить на них финансовую нагрузку. При этом реализация норм законопроекта не приведет к снижению объективности и качества проведения специальной оценки условий труда и уровня защиты права работников на безопасные условия труда.
Принятие и реализация законопроекта не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности сотрудников и выделяемых финансовых ассигнований на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
I. Признания утратившими силу, приостановления, принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не требуется.
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" отсутствуют.
III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
1. Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
Основание - статья 1 законопроекта.
Цель - приведение в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - IV квартал 2020 г.
Исполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.