Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1034859-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
Представляется, что вопрос демографической политики является самым важным вопросом и одновременно с этим ключевым глобальным вызовом для Российской Федерации в будущем. Настоящий проект федерального закона направлен на поддержку положительных изменений демографической ситуации в нашей стране, на перелом её негативных тенденций, имеющихся в настоящий момент. В частности, согласно информации Росстата РФ, естественный прирост населения в Российской Федерации до 2035 года при лучшем прогнозе составит 349 тысяч человек в год, а в худшем случае окажется - 856 тысяч человек ежегодно.
Годы |
Всего, человек |
На 1000 населения |
||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
|
|
Низкий вариант прогноза |
|||||
2017 |
1679044 |
1854880 |
-175836 |
11,4 |
12,6 |
-1,2 |
2018 |
1655506 |
1846033 |
-190527 |
11,3 |
12,6 |
-1,3 |
2019 |
1547066 |
1871782 |
-324716 |
10,5 |
12,8 |
-2,3 |
2020 |
1496918 |
1895576 |
-398658 |
10,2 |
12,9 |
-2,7 |
2021 |
1454085 |
1916518 |
-462433 |
10,0 |
13,1 |
-3,1 |
2022 |
1411511 |
1934354 |
-522843 |
9,7 |
13,3 |
-3,6 |
2023 |
1368954 |
1949701 |
-580747 |
9,4 |
13,4 |
-4,0 |
2024 |
1327250 |
1962355 |
-635105 |
9,2 |
13,6 |
-4,4 |
2025 |
1290917 |
1972769 |
-681852 |
9,0 |
13,7 |
-4,7 |
2026 |
1257533 |
1981353 |
-723820 |
8,8 |
13,8 |
-5,0 |
2027 |
1230500 |
1988496 |
-757996 |
8,6 |
13,9 |
-5,3 |
2028 |
1210076 |
1994497 |
-784421 |
8,5 |
14,0 |
-5,5 |
2029 |
1193193 |
1999554 |
-806361 |
8,4 |
14,1 |
-5,7 |
2030 |
1177221 |
2004369 |
-827148 |
8,4 |
14,2 |
-5,8 |
2031 |
1165390 |
2009602 |
-844212 |
8,3 |
14,3 |
-6,0 |
2032 |
1161737 |
2015875 |
-854138 |
8,3 |
14,5 |
-6,2 |
2033 |
1166099 |
2022862 |
-856763 |
8,4 |
14,6 |
-6,2 |
2034 |
1174791 |
2030910 |
-856119 |
8,5 |
14,7 |
-6,2 |
2035 |
1183163 |
2039778 |
-856615 |
8,6 |
14,9 |
-6,3 |
Средний вариант прогноза | ||||||
2017 |
1683526 |
1839257 |
-155731 |
11,5 |
12,5 |
-1,0 |
2018 |
1715138 |
1824158 |
-109020 |
11,7 |
12,4 |
-0,7 |
2019 |
1612425 |
1830675 |
-218250 |
11,0 |
12,5 |
-1,5 |
2020 |
1565180 |
1834864 |
-269684 |
10,6 |
12,5 |
-1,9 |
2021 |
1526981 |
1836358 |
-309377 |
10,4 |
12,5 |
-2,1 |
2022 |
1493931 |
1835250 |
-341319 |
10,2 |
12,5 |
-2,3 |
2023 |
1465565 |
1831883 |
-366318 |
10,0 |
12,5 |
-2,5 |
2024 |
1442159 |
1826370 |
-384211 |
9,8 |
12,4 |
-2,6 |
2025 |
1418600 |
1819061 |
-400461 |
9,7 |
12,4 |
-2,7 |
2026 |
1395927 |
1810476 |
-414549 |
9,5 |
12,4 |
-2,9 |
2027 |
1379612 |
1800599 |
-420987 |
9,4 |
12,3 |
-2,9 |
2028 |
1370477 |
1787279 |
-416802 |
9,4 |
12,2 |
-2,8 |
2029 |
1370526 |
1767620 |
-397094 |
9,4 |
12,1 |
-2,7 |
2030 |
1370231 |
1751148 |
-380917 |
9,4 |
12,0 |
-2,6 |
2031 |
1373016 |
1736801 |
-363785 |
9,4 |
11,9 |
-2,5 |
2032 |
1383247 |
1725647 |
-342400 |
9,5 |
11,8 |
-2,3 |
2033 |
1400430 |
1716785 |
-316355 |
9,6 |
11,8 |
-2,2 |
2034 |
1421304 |
1709718 |
-288414 |
9,7 |
11,7 |
-2,0 |
2035 |
1442375 |
1701471 |
-259096 |
9,9 |
11,7 |
-1,8 |
Высокий вариант прогноза | ||||||
2017 |
1733386 |
1805776 |
-72390 |
11,8 |
12,3 |
-0,5 |
2018 |
1788678 |
1766133 |
22545 |
12,2 |
12,0 |
0,2 |
2019 |
1808153 |
1754581 |
53572 |
12,3 |
11,9 |
0,4 |
2020 |
1813029 |
1736178 |
76851 |
12,3 |
11,7 |
0,6 |
2021 |
1785004 |
1724367 |
60637 |
12,0 |
11,6 |
0,4 |
2022 |
1755445 |
1710731 |
44714 |
11,8 |
11,5 |
0,3 |
2023 |
1725744 |
1694251 |
31493 |
11,6 |
11,3 |
0,3 |
2024 |
1697251 |
1665963 |
31288 |
11,3 |
11,1 |
0,2 |
2025 |
1667951 |
1635577 |
32374 |
11,1 |
10,9 |
0,2 |
2026 |
1641478 |
1606697 |
34781 |
10,9 |
10,7 |
0,2 |
2027 |
1623320 |
1579777 |
43543 |
10,7 |
10,4 |
0,3 |
2028 |
1614950 |
1553471 |
61479 |
10,6 |
10,2 |
0,4 |
2029 |
1613305 |
1519468 |
93837 |
10,6 |
10,0 |
0,6 |
2030 |
1613204 |
1485363 |
127841 |
10,5 |
9,7 |
0,8 |
2031 |
1618386 |
1455225 |
163161 |
10,5 |
9,5 |
1,0 |
2032 |
1633688 |
1428951 |
204737 |
10,6 |
9,3 |
1,3 |
2033 |
1658044 |
1405915 |
252129 |
10,7 |
9,1 |
1,6 |
2034 |
1688230 |
1386078 |
302152 |
10,8 |
8,9 |
1,9 |
2035 |
1719171 |
1369976 |
349195 |
11,0 |
8,7 |
2,3 |
Одновременно с этим Росстат РФ отмечает плавное повышение коэффициента демографической нагрузки с 786 нетрудоспособных лиц на 1000 трудоспособных в 2018 году до 911 нетрудоспособных в 2036 году.
Годы |
Низкий вариант прогноза |
Средний вариант прогноза |
Высокий вариант прогноза |
||||||
Всего |
в том числе лица возраста: |
Всего |
в том числе лица возраста: |
Всего |
в том числе лица возраста: |
||||
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
||||
2018 |
786 |
331 |
455 |
786 |
331 |
455 |
786 |
332 |
454 |
2019 |
806 |
338 |
468 |
805 |
338 |
467 |
806 |
339 |
467 |
2020 |
820 |
342 |
478 |
820 |
343 |
477 |
823 |
346 |
477 |
2021 |
835 |
345 |
490 |
834 |
346 |
488 |
841 |
352 |
489 |
2022 |
846 |
348 |
498 |
845 |
349 |
496 |
854 |
357 |
497 |
2023 |
854 |
349 |
505 |
853 |
351 |
502 |
865 |
362 |
503 |
2024 |
858 |
348 |
510 |
857 |
350 |
507 |
872 |
364 |
508 |
2025 |
857 |
344 |
513 |
857 |
347 |
510 |
875 |
363 |
512 |
2026 |
857 |
340 |
517 |
858 |
344 |
514 |
880 |
363 |
517 |
2027 |
856 |
336 |
520 |
857 |
340 |
517 |
882 |
361 |
521 |
2028 |
850 |
328 |
522 |
853 |
335 |
518 |
882 |
358 |
524 |
2029 |
842 |
319 |
523 |
846 |
327 |
519 |
880 |
353 |
527 |
2030 |
835 |
310 |
525 |
841 |
319 |
522 |
879 |
348 |
531 |
2031 |
829 |
301 |
528 |
838 |
312 |
526 |
881 |
343 |
538 |
2032 |
823 |
292 |
531 |
834 |
305 |
529 |
882 |
338 |
544 |
2033 |
817 |
283 |
534 |
832 |
299 |
533 |
885 |
334 |
551 |
2034 |
816 |
278 |
538 |
835 |
296 |
539 |
893 |
333 |
560 |
2035 |
816 |
273 |
543 |
838 |
293 |
545 |
900 |
331 |
569 |
2036 |
822 |
271 |
551 |
846 |
292 |
554 |
911 |
331 |
580 |
Отдельно стоит отметить прогнозы по суммарному коэффициенту рождаемости, которые выглядят согласно данным Росстата РФ следующим образом:
|
Низкий вариант |
Средний вариант |
Высокий вариант |
2017 |
1,600 |
1,608 |
1,660 |
2018 |
1,608 |
1,675 |
1,753 |
2019 |
1,535 |
1,610 |
1,815 |
2020 |
1,520 |
1,600 |
1,866 |
2021 |
1,514 |
1,600 |
1,885 |
2022 |
1,509 |
1,605 |
1,901 |
2023 |
1,505 |
1,615 |
1,915 |
2024 |
1,502 |
1,630 |
1,928 |
2025 |
1,501 |
1,646 |
1,940 |
2026 |
1,500 |
1,661 |
1,952 |
2027 |
1,500 |
1,676 |
1,963 |
2028 |
1,501 |
1,690 |
1,973 |
2029 |
1,502 |
1,704 |
1,983 |
2030 |
1,504 |
1,717 |
1,993 |
2031 |
1,507 |
1,729 |
2,002 |
2032 |
1,511 |
1,740 |
2,010 |
2033 |
1,516 |
1,750 |
2,018 |
2034 |
1,521 |
1,759 |
2,026 |
2035 |
1,525 |
1,768 |
2,033 |
Таким образом, даже при наиболее позитивном прогнозе суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину) составит не более 2.033 ребенка, а в худшем случае будет 1.525 ребенка, что означает неминуемую демографическую яму и депопуляцию народа Российской Федерации.
Одновременно с этим стоит отметить отдельные исследования Росстата РФ, отображающую отношение граждан России к планированию семьи и деторождению.
Первым показателем является желаемое число детей среди женщин и мужчин, которое свидетельствует о том, что как среди мужчин, так и среди женщин как желаемое, так и ожидаемое число детей почти для половины граждан составляет 2 ребенка (в среднем желаемое число 2.15-2.16, а ожидаемое 1.88):
Число детей |
Женщины |
Мужчины |
||
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
|
0 |
2,0 |
3,4 |
2,3 |
4,4 |
1 |
17,0 |
25,2 |
17,4 |
23,6 |
2 |
48,3 |
44,4 |
46,3 |
44,0 |
3 |
21,7 |
13,7 |
19,7 |
13,7 |
4 |
3,4 |
2,2 |
3,3 |
2,0 |
5 более |
2,2 |
0,9 |
3,4 |
1,4 |
трудно сказать |
5,4 |
10,1 |
7,4 |
10,9 |
среднее число детей |
2,15 |
1,88 |
2,16 |
1,88 |
Указанные цифры свидетельствуют, во-первых, о том, что даже при наилучшем прогнозе указанных ожиданий Россию не ожидает демографический прирост за счет естественного прироста населения, а, вероятно, ожидает его снижение. Во-вторых, разница в показателе между желаемым и ожидаемым количеством детей свидетельствует о том, что у граждан имеются причины, по которым они, вопреки своему желанию, понимают, что не будут иметь желаемое число детей, а будут иметь меньше детей, чем хотели бы.
Следующим предметом исследования являлась оценка возможного влияния появления еще одного ребенка на различные аспекты жизнедеятельности (с двумя детьми) (%):
Если бы в Вашей семье появился еще один ребенок, то, как, на Ваш взгляд, это повлияло бы на: |
станет хуже |
не повлияет |
станет лучше |
трудно сказать |
|
Женщины |
|||
Ваши личные доходы |
59,6 |
29,0 |
2,2 |
9,2 |
Материальное положение Вашей семьи |
62,7 |
27,3 |
2,7 |
7,4 |
Жилищные условия |
32,4 |
60,0 |
3,3 |
4,3 |
Ваш профессиональный рост |
17,8 |
75,6 |
1,0 |
5,7 |
Общение с друзьями |
12,9 |
81,2 |
2,5 |
3,4 |
Здоровье |
18,9 |
59,0 |
3,2 |
18,9 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) |
4,3 |
70,9 |
17,0 |
7,8 |
Возможность полноценно отдыхать |
44,1 |
47,5 |
1,4 |
7,0 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
2,5 |
82,1 |
10,4 |
5,0 |
|
Мужчины |
|||
Ваши личные доходы |
48,8 |
40,2 |
1,4 |
9,5 |
Материальное положение Вашей семьи |
58,1 |
31,7 |
1,7 |
8,5 |
Жилищные условия |
31,0 |
61,9 |
2,6 |
4,5 |
Ваш профессиональный рост |
5,8 |
88,7 |
0,8 |
4,7 |
Общение с друзьями |
11,2 |
82,0 |
1,8 |
5,0 |
Здоровье |
11,4 |
76,7 |
1,9 |
10,0 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) |
4,3 |
73,2 |
15,1 |
7,4 |
Возможность полноценно отдыхать |
39,5 |
50,8 |
1,2 |
8,4 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
3,8 |
81,1 |
9,2 |
5,9 |
Исходя из указанной таблицы, мы видим, что положительно оценивают появление нового ребенка в среднем не более чем 7 процентов, существенная часть показателей остается нейтральной, а часть, такие как личные доходы и материальное положение семьи - определенной негативной.
Еще одним исследованием, которое может свидетельствовать об отношении граждан как к демографической ситуации, так и к роли, которую должно выполнять государство для её поддержки, является исследование, предметом которого является отображение мнения о возможном влиянии государства на рождения детей в семьях (%):
С каким из трех мнений Вы согласны в наибольшей степени? |
Женщины |
Мужчины |
государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она сама хочет |
41,0 |
39,0 |
если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав естественно необходимые условия для этого |
46,1 |
45,6 |
государство ни в коей степени и никаким образом не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей |
12,9 |
15,4 |
Таким образом, подавляющее большинство граждан (87.1% женщин и 84.6% мужчин) считают, что именно государство должно помогать гражданам в улучшении демографической ситуации и создавать для этого необходимые условия.
Указанные исследования и представленная статистика позволяют сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе в Российской Федерации в лучшем случае ожидается застой демографической ситуации (отсутствие естественного роста населения) либо естественная убыль населения.
В этих условиях необходимо немедленно переломить сложившуюся кризисную ситуацию и принять на федеральном уровне единый нормативно-правовой акт, который станет основой демографической поддержки населения в России, демографической программой Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В этой связи представляется обоснованным приятия ряда взвешенных, опробованных и показавших свою эффективность решений. Таким решением, по мнению авторов настоящего проекта федерального закона, являются предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" меры.
Одновременно с этим действующая редакция указанного Федерального закона содержит в себе ряд положений, которые в среднесрочной перспективе окажут негативное влияние на демографические тенденции в Российской Федерации.
Первым таким положением является норма, предусмотренная частью 1 статьи 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которой меры поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные данным законом, действуют лишь до 31 декабря 2021 года. Представляется, что в целях предоставления гарантий стабильности оказываемых гражданам мер поддержки, они должны предоставляться бессрочно, в связи с чем настоящим проектом федерального закона исключается положение о срочном характере действия указанных мер поддержки.
Второй новеллой, предусматриваемой настоящим проектом федерального закона, является признание утратившей силу статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 19 декабря 2016 N 444-ФЗ. Указанной статьей предусматривалось приостановление до 1 января 2020 года действие части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которой предусмотрена обязанность ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции средств материнского (семейного) капитала.
Настоящим проектом федерального закона указанная норма признается утратившей силу, что влечет за собой обязательную ежегодную индексацию в соответствии с уровнем инфляции средств материнского (семейного) капитала. Одновременно с этим устанавливается, что положения настоящего Федерального закона распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия.
Кроме того, настоящий законопроект предписывает Правительству Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона пересмотреть размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года в соответствии с положением части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и осуществить доначисление недополученных гражданами средств материнского (семейного) капитала.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей"
Принятие настоящего федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей"
Принятие проекта настоящего федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.