Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 88 Плана законопроектной деятельности Минюста России, утвержденного распоряжением Минюста России от 1 марта 2019 г. N 233-р, а также в целях совершенствования порядка государственной регистрации актов гражданского состояния, установленного Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона).
1. В Федеральном законе закреплен традиционный территориальный принцип государственной регистрации актов гражданского состояния органами записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС).
Рождение ребенка может быть зарегистрировано в органе ЗАГС по месту его рождения либо по месту жительства родителей, усыновление - по месту вынесения решения суда об усыновлении ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя), расторжение брака - по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака, а для внесения изменений в запись акта гражданского состояния следует обращаться в орган ЗАГС по месту жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению (пункт 1 статьи 15, статьи 32, 40 и пункт 1 статьи 71 Федерального закона).
В качестве основных критериев определения места государственной регистрации акта гражданского состояния (в широком смысле) Федеральный закон рассматривает место жительства лица, место наступления события или совершения действия, подлежащего регистрации, а также место хранения записи акта гражданского состояния, с которой необходимо провести необходимые манипуляции. Экстерриториальный принцип применяется только в отношении заключения брака: брак может быть заключен в любом органе ЗАГС страны по выбору лиц, вступающих в брак (статья 25 Федерального закона).
Законопроектом закрепляется распространение экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 6 Федерального закона положением, закрепляющим право заявителя на обращение в любой орган ЗАГС или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), независимо от места жительства заявителя и места наступления юридического факта, а также признаются утратившими силу все нормы Федерального закона, которые не соответствуют экстерриториальному принципу предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона работник органа ЗАГС или МФЦ не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).
Законопроектом предлагается расширить сферу действия указанного запрета, распространив его на совершение иных юридически значимых действий, предусмотренных Федеральным законом.
3. В рамках реализации суперсервисов "Рождение ребенка" и "Утрата близкого человека" Федеральный закон дополняется положением, предусматривающим возможность определения нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации особенностей порядка государственной регистрации рождения и смерти без личного посещения заявителями органа ЗАГС, выдачи свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния только при наличии желания заявителей, а также направления сведений о государственной регистрации рождения и смерти в личные кабинеты заявителей на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
4. В статье 7 Федерального закона установлено общее требование к перечню документов, предъявляемых заявителями для государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно указанной норме для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
При этом иными положениями Федерального закона определяются отдельные перечни документов, необходимых для государственной регистрации акта гражданского состояния и совершения иного юридически значимого действия.
Например, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее, разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.
Также одновременно с подачей заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (пункт 2 статьи 71 Федерального закона).
В целях приведения в соответствие между собой соответствующих норм Федерального закона предлагается в абзаце первом пункта 1 статьи 7 Федерального закона предусмотреть необходимость представления иных документов, предусмотренных Федеральным законом.
5. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", законопроектом предусматривается дополнение статьи 13.2 Федерального закона положением о направлении оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) содержащихся в ЕГР ЗАГС сведений оператору в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации.
6. Согласно статье 35 Федерального закона государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них).
Если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе ЗАГС, а другой бывший супруг обращается в тот же орган ЗАГС позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака. Выписка из решения суда о расторжении брака в данном случае может не представляться.
Таким образом, действующее регулирование допускает составление двух записей актов о расторжении брака в отношении одного и того же ранее заключенного брака.
В целях реализации экстерриториального принципа государственной регистрации актов гражданского состояния, предлагаемого законопроектом, также закрепляется дополнение ранее составленной записи акта о расторжении брака сведениями о бывшем супруге, обратившемся в орган ЗАГС позже, вместо составления второй записи акта.
Аналогичное правило внесения сведений о бывшем супруге в ранее составленную запись акта о расторжении брака предполагается включить и в статью 34 Федерального закона, регламентирующую порядок государственной регистрации расторжения брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
7. Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона предусматривается право бывших супругов или опекуна недееспособного супруга уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака.
Как показывает практика работы органов ЗАГС, письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу, для представительства в органе ЗАГС, как правило, не содержит полные сведения о бывшем супруге, которые необходимы для составления записи акта о расторжении брака. Вместе с тем проверить достоверность внесенных в письменное уполномочие сведений не представляется возможным.
В связи с этим законопроектом устанавливается, что в случае уполномочивания в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака, в орган ЗАГС предоставляется нотариально удостоверенная доверенность.
8. Особенности функционирования ЕГР ЗАГС повлекли за собой необходимость нормативного закрепления составления новой записи о рождении в случае изменения даты рождения ребенка после усыновления, особенно в случаях, когда новая дата рождения позже даты регистрации записи акта гражданского состояния о рождении.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 44 Федерального закона и установить правило, согласно которому в случае изменения по желанию усыновителей (усыновителя) на основании решения суда об усыновлении ребенка даты и (или) места рождения ребенка составляется новая запись акта о рождении.
9. Законопроектом пункт 4 статьи 58 Федерального закона признается утратившим силу. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона одним из актов гражданского состояния, подлежащим государственной регистрации, является перемена имени.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.
В связи с этим государственная регистрация перемены имени может быть осуществлена только в отношении лица, достигшего возраста 14 лет.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 58 Федерального закона перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение ему присвоенной фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК).
Согласно статье 59 СК вопрос, касающийся изменения фамилии и имени ребенка, не достигшего четырнадцати лет, отнесен к компетенции органов опеки и попечительства. Следует отметить, что статья 59 СК предусматривает возможность изменения только фамилии и имени ребенка.
Решение органа опеки и попечительства в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 69 Федерального закона является основанием для внесения изменений в запись акта о рождении ребенка. В случае, если ребенку, не достигшему возраста 14 лет, изменяются имя и фамилия в порядке, установленном статьей 59 СК, органом ЗАГС вносятся соответствующие изменения в актовую запись о его рождении и выдается новое свидетельство о рождении.
В свою очередь, при государственной регистрации перемены имени таким основанием для изменения ранее составленной записи акта о рождении является запись акта о перемене имени (абзац четвертый пункта 2 статьи 69 Федерального закона).
Таким образом, в случае изменения фамилии и имени ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, орган ЗАГС государственную регистрацию данного факта не производит, а нормы, установленные пунктом 4 статьи 58 Федерального закона, к предмету регулирования данной статьи не относятся.
В связи с этим абзац шестой пункта 2 статьи 69 Федерального закона излагается в новой редакции со ссылкой на статью 59 СК.
10. Законопроектом предлагается включить в статью 13.2 Федерального закона положения о предоставлении Минздраву России содержащихся в ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения и государственной регистрации смерти, которые необходимы для обеспечения актуальности и точности показателей системы здравоохранения, медико-демографических показателей здоровья населения, а также для обеспечения полноценного информационного обмена, в том числе в рамках реализации суперсервисов "Рождение ребенка" и "Утрата близкого человека".
В этой связи законопроектом также вносится корреспондирующее изменение в статью 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающее, что соответствующие сведения предоставляются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.
11. Реализация принципа экстерриториальности при государственной регистрации актов гражданского состояния, проводимой органами ЗАГС в федеральной государственной информационной системе, предполагает доработку функционала оператором ЕГР ЗАГС в соответствии с вносимыми изменениями. В целях обеспечения требований законодательства, предлагается установить дату вступления в силу федерального закона со дня его официального опубликования, за исключением положений, реализация которых потребует доработки программного обеспечения ЕГР ЗАГС. В связи с этим вступление в силу данных пунктов предлагается по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребуются:
1. Внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) Правила ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 738.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования.
2) Правила заполнения форм записей актов гражданского состояния, утвержденные приказом Минюста России от 1 октября 2018 г. N 202.
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок подготовки - до 1 ноября 2020 г.
3) Правила заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденные приказом Минюста России от 1 октября 2018 г. N 201.
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок подготовки - до 1 ноября 2020 г.
4) Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 28 декабря 2018 г. N 307.
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования.
5) Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555.
Головной исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования.
2. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, определяющего особенности порядка государственной регистрации рождения и порядка государственной регистрации смерти для случаев, когда регистрация производится без личного присутствия заявителя в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг при поступлении в форме электронных документов заявления о рождении ребенка либо заявления о смерти, а также документа, являющего в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 14, абзацем вторым статьи 64 настоящего Федерального закона основанием для государственной регистрации рождения либо государственной регистрации смерти, через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, ФНС России, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Срок подготовки - до 1 ноября 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.