Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального конституционного закона N 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в связи со вступлением в силу 4 июля 2020 года изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В этой связи Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предлагается признать утратившим силу.
Представленным законопроектом определяется, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.
В развитие нового конституционного принципа о единстве системы публичной власти, устанавливается, что Правительство РФ входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.
Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления его деятельности и организует работу Правительства РФ. Он несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий.
Президент РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к "силовому блоку" в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью других министерств и федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство РФ.
В соответствие с обновленными конституционными положениями устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства РФ, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов Правительства РФ.
Согласно новой процедуре формирования Правительства РФ - Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры (кроме министров "силового блока") назначаются Президентом РФ после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура Председателя Правительства РФ выдвигается Президентом РФ, а кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров - Председателем Правительства РФ. Утвержденные Государственной Думой кандидатуры Президент РФ обязан назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них.
Представление по кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится в Государственную Думу Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой или освобождения Президентом РФ от должности либо отставки Председателя Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру заместителя Председателя Правительства РФ или федерального министра:
1) в случае формирования нового состава Правительства Российской Федерации - не позднее двухнедельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства РФ;
2) в случае, если соответствующая должность стала вакантной после назначения на должность Председателя Правительства РФ, - не позднее недельного срока со дня появления вакантной должности;
3) в случае, если соответствующая должность стала вакантной до назначения на должность Председателя Правительства РФ, - не позднее недельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства РФ.
После внесения кандидатур Председателя Правительства РФ, либо его заместителей или федеральных министров Государственная Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения в Государственную Думу могут быть внесены представления повторно по тем же или по иным кандидатурам на указанные должности.
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает его без утверждения Государственной Думой, в этом случае глава государства вправе (не обязан) распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ или федеральных министров, Президент РФ вправе назначить их из числа представленных ему Председателем Правительства РФ кандидатур. В таком случае их утверждение Государственной Думой не требуется. При этом в силу статьи 112 Конституции РФ если после трехкратного отклонения кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров "силового блока"), то Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Федеральные министры "силового блока", руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации. Президент РФ вносит в Совет Федерации представления по кандидатурам указанных федеральных министров, а Совет Федерации не позднее недельного срока информирует в письменной форме Президента РФ о результатах рассмотрения представленных кандидатур.
В законопроекте по сравнению с действующими нормами существенно переработаны полномочия Правительства РФ в различных областях.
В соответствии с Конституцией РФ устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. К общим полномочиям Правительства РФ отнесено участие в установлении единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования; обеспечение реализации национальных целей, национальных проектов; формирование общенациональных планов действий и обеспечение их реализации и др.
В области социального обеспечения Правительство РФ обеспечивает адресную социальную поддержку граждан; индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в соответствии с федеральным законом; формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддерживает ее эффективное функционирование; принимает в порядке, установленном федеральным законом, решения об индексации пенсий не реже одного раза в год; обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без какой- либо дискриминации.
В области защиты семьи и детства предусматривается, что Правительство РФ принимает меры, направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, защиту института брака как союза мужчины и женщины; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивая приоритет семейного воспитания детей; обеспечивает создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; обеспечивает создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим; принимает меры по реализации молодежной политики.
В области здравоохранения Правительство РФ участвует, в том числе, в установлении единых правовых основ системы здравоохранения в целях обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни и формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.
В области трудовых отношений Правительство РФ, в частности, обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; принимает меры по реализации трудовых прав и обеспечению их защиты; обеспечивает реализацию принципов социального партнерства.
Расширяются полномочия Правительства РФ в области науки, образования и культуры. Правительство РФ, в частности, обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала; обеспечивает государственную поддержку и охрану культуры, сохранение общенациональных культурных ценностей и культурного наследия народов Российской Федерации; разрабатывает и осуществляет меры по поддержке изучения и развития русского языка, развивает систему бесплатного образования, систему непрерывного образования.
В области взаимодействия с институтами гражданского общества Правительство РФ должно принимать меры по поддержке институтов гражданского общества (в том числе некоммерческих организаций), обеспечивать их участие в выработке и проведении государственной политики; осуществлять меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности. Кроме того, указывается, что Правительство РФ содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.
Расширяются полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования. Устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает сохранение уникального природного и биологического многообразия страны; создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры; принимает меры по формированию в обществе ответственного отношения к животным.
В области обеспечения обороны страны и безопасности государства дополнительно устанавливается, что Правительство РФ осуществляет меры по защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Расширяются полномочия в области внешней политики и международных отношений. Предусматривается, что Правительство РФ оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
В области обеспечения законности, борьбы с преступностью дополнительно устанавливается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.
В области законодательной деятельности дополнительно предусматривается, что Правительство РФ направляет субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу официальный отзыв на законопроект (если в соответствии с федеральным законом законопроект может быть внесен в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ - в настоящее время такое правило установлено для внесения изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях) в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ.
Концепция законопроекта направлена на развитие новых конституционных положений и поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона N 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.