Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального конституционного закона N 1024643-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
(в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации)
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального конституционного закона направлен на приведение положений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - ФКЗ) в соответствие со вступившими в силу 4 июля 2020 года изменениями в Конституцию Российской Федерации, предусмотренными статьей 1 Закона о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
1. В соответствии с Конституцией РФ законопроектом предусматривается, что Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя; правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8 судей (изменения в ст. 4 ФКЗ). Судьи, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу изменений в Конституцию РФ (4.07.2020), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.
К кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ устанавливаются дополнительные требования. Так, судьей может быть назначен гражданин РФ, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. К таким случаям законопроектом, в частности, отнесены нарушение порядка назначения на должность судьи, утрата гражданства РФ, занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи (изменения в ст. 18 ФКЗ).
2. Законопроектом уточняются полномочия Конституционного Суда РФ в соответствии с обновленными положениями статьи 125 Конституции РФ.
2.1. Указывается, что Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, примененных в конкретном деле - в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (новая редакция главы XII ФКЗ).
Уточнен состав субъектов, обладающих правом на обращение с жалобой. Соответствующим правом наделяются граждане, юридические лица, а также в их интересах - Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, другие уполномоченные, предусмотренные федеральным законом, а также иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы этих граждан и юридических лиц. Жалоба может быть подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. А если в пересмотре было отказано в связи с пропуском срока обжалования - в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен оспариваемый акт.
Исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты признается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы (если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке), если подача такой жалобы не привела к устранению нарушения конституционных прав. При этом Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или толкование оспариваемого акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики, свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имело место в конкретном деле, не предполагается.
Если пересмотр конкретного дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то Конституционный Суд РФ в постановлении вправе указать на необходимость применения компенсаторных механизмов. Форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по делу.
Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о неконституционности оспариваемого положения, либо о признании его конституционным, но в истолковании, данном Конституционным Судом, что повлечет необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании, то согласно законопроекту Верховный Суд РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования соответствующего постановления дает разъяснения по вопросам судебной практики - в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части оспоренных положений.
2.2. Предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ. Правом обращения с таким запросом предлагается наделить Президента РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе (новая редакция главы XIII.1 ФКЗ).
2.3. По запросу Президента РФ, Правительства РФ или Верховного Суда РФ Конституционный Суд РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию (как непосредственно, так и через наложение обязанностей на федеральные государственные органы или организации, принадлежащие РФ), в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. Конституционный Суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения соответствующего решения с точки зрения его соответствия основам конституционного строя Российской Федерации (новая глава XIII.2 ФКЗ).
2.4. Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов - до их принятия Государственной Думой в третьем чтении; принятых в установленном порядке федеральных конституционных и федеральных законов - до их подписания Президентом РФ; а также конституционность законов субъектов РФ - до их обнародования (новая глава XVII ФКЗ).
В случае признания неподписанного или необнародованного закона не соответствующим Конституции РФ, такой закон не подлежит подписанию или обнародованию до исключения из него неконституционных положений. В случае признания проекта федерального конституционного закона или федерального закона не соответствующим Конституции РФ законодательный процесс по такому проекту прекращается. Законопроект по этому же предмету правового регулирования может быть внесен в Государственную Думу повторно с исключением из него неконституционных положений.
При этом признание конституционности закона (проекта закона) не исключает последующей проверки Конституционным Судом РФ конституционности положений такого закона (проекта закона) по общим правилам после его вступления в силу, с учетом складывающейся правоприменительной практики.
Также Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Президент РФ направляет запрос о проверке конституционности такого проекта на соответствие главам 1, 2 и 9 Конституции РФ в течение пяти дней после его внесения в Государственную Думу, а в случае внесения в законопроект поправок, - в течение пяти дней после того, как ответственный комитет Государственной Думы рекомендует эту поправку к принятию, либо после того, как Государственная Дума примет решение о принятии поправки к законопроекту, ранее не рекомендованной указанным комитетом Государственной Думы к принятию.
В случае принятия постановления о несоответствии проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ он возвращается субъекту права инициативы предложения о поправке, и может быть повторно внесен только при исключении из него несоответствующих Конституции РФ положений. В случае принятия признания неконституционной поправки к этому проекту, данная поправка не подлежит включению в текст закона.
После направления закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту РФ, он вправе направить в Конституционный Суд запрос о проверке соответствия Конституции РФ порядка принятия этого закона Государственной Думой, Советом Федерации и рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. В случае несоответствия Конституции РФ порядка принятия или рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, процесс принятия или рассмотрения данного закона возобновляется таким образом, чтобы устранить это нарушение.
3. В соответствии с новой статьей 92.1 и статьей 93 Конституции РФ глава XV ФКЗ, посвященная рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, дополняется аналогичными нормами в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
4. Законопроектом вводится новая глава XVI, посвященная рассмотрению дела о соответствии Конституции РФ вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации (сейчас эти нормы содержатся в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации").
5. Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.
Концепция законопроекта направлена на развитие новых конституционных положений и поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона N 1024643-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.