Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1022669-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на создание дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями и предусматривает увеличение с 1 января 2021 года до 15 процентов ставки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период. Согласно финансово-экономическому обоснованию "бюджетные ассигнования в размере 60 млрд. рублей (в 2021 году), 64 млрд. рублей (в 2022 году) и 68,5 млрд. рублей (в 2023 году) уже зарезервированы при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по государственной программе "Развитие здравоохранения".
Однако предполагаемые доходы по НДФЛ поступят согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов и местные бюджеты Российской Федерации в 2022 году с учетом проектируемой даты вступления в силу.
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Полагаем, что положения законопроекта требуют доработки с учетом пункта 6 статьи 3 и пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении уточнения таких элементов налогообложения как налоговая база и порядок исчисления, поскольку они не в полной мере отвечают требованиям ясности и определенности, что может повлечь проблемы в исчислении и правоприменительной практике (в том числе "основная налоговая база" и совокупность налоговых баз нуждаются в более точном определении). Также не ясна необходимость использования некоторых терминов, например, "адвалорная ставка" в главе 23 НК РФ с учетом того, что основными правоприменителями будут являться физические лица.
Отмечаем, что согласно предлагаемой данным законопроектом редакции пункта 1 статьи 224 НК РФ для налогообложения доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговых резидентов Российской Федерации будет применяться повышенная налоговая ставка. При этом Федеральным законом от 01 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) пункт 3 статьи 224 НК РФ с 1 января 2021 года дополняется новым абзацем, который устанавливает налоговую ставку в размере 13% в отношении аналогичных доходов для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В этой связи полагаем, что данные положения нуждаются в корректировке с целью установления равного положения в отношении налогообложения НДФЛ доходов налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Кроме того, считаем необходимым уточнить редакцию пункта 3 статьи 224 НК РФ в целях устранения неоднозначности при определении налоговой ставки, подлежащей применению к доходам физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно проектируемому пункту 3.1 статьи 224 НК РФ к доходам применяется повышенная налоговая ставка, вместе с тем в новой редакции пункта 3 статьи 224 НК РФ остается упоминание о применении в отношении рассматриваемых доходов налоговой ставки в размере 13%.
Также в законопроекте имеются и иные внутренние противоречия. Так, например, в проектируемом абзаце третьем пункта 1 статьи 224 НК РФ формулировка "подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по иной налоговой ставке..." нуждается в доработке с учетом того, что слово "иной" не является корректным, поскольку в данном случае речь идет также о ставке 13%, однако применяемой в отношении иных доходов физических лиц, а именно доходов от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом N 102-ФЗ пункт 6 статьи 228 НК РФ с 1 января 2021 года излагается в новой редакции.
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации", которым пункт 1 статьи 208 НК РФ дополняется подпунктом 1.1 следующего содержания: "дивиденды, выплаченные иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанные налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов, в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи". Однако указанный вид доходов не нашел отражения в проектируемых статьях 210 и 224 НК РФ.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.