Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1037665-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" являются отношения, связанные с установлением нормативов зачисления налога на прибыль организаций по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Концепция законопроекта заключается в реализации мер по увеличению доходного потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения сбалансированности бюджетов путем изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов от уплаты налога на прибыль организаций.
В настоящее время в условиях снижения доходов бюджетов Российской Федерации в связи с событиями последних месяцев, связанными с распространением коронавирусной инфекции, каждый регион должен не просто выполнить свои расходные обязательства, но и реализовать дополнительные меры по поддержке как населения, так и экономики. При этом велика вероятность, что кризисные явления не удастся полностью преодолеть в текущем году, и их негативное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации продолжится. Кроме того, посткризисное восстановление экономики при недостаточности у регионов собственных доходов может сказаться и на достижении поставленных задач при реализации национальных проектов.
На основании изложенного данным проектом закона предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части периода применения повышенной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, с 2024 года на 2020 год в целях возврата ранее централизованной части собственных налоговых доходов субъектов Российской Федерации в виде 1 процента налога на прибыль обратно в регионы (то есть вернуть ранее действовавшее перераспределение по зачислению сумм налога в размере 2 процентов в федеральный бюджет и 18 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Увеличение собственных налоговых доходов субъектов РФ за счет более ранней отмены централизации 1 процента налога на прибыль позволит:
- повысить собственную доходную базу всех регионов;
- сформировать дополнительные ресурсы на обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
- возместить выпадающие доходы бюджетов в субъектах Российской Федерации, возникшие в связи с предоставлением налоговых льгот для отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
- сформировать дополнительные ресурсы регионов для содействия успешной реализации национальных проектов и последующего содержания создаваемой в рамках национальных проектов инфраструктуры;
- повысить заинтересованность субъектов Российской Федерации в увеличении прибыли работающих на их территории предприятий.
Дату вступления федерального закона в силу предлагается установить со дня его официального опубликования в целях применения изменяемых положений при составлении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривается внесение изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.
В отношении указанных налоговых доходов проектом федерального закона предусматривается изменение периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет: 2017 - 2024 годы на 2017 - 2020 годы.
Временная централизация 1% налога на прибыль в федеральный бюджет была направлена на перераспределение налоговых доходов регионов в пользу регионов с наименьшей бюджетной обеспеченностью и должна была закончиться в 2020 году, но была продлена до 2024 года в 2018 году.
Реализация проекта федерального закона приведет к перераспределению поступлений по данному налогу между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, что отразится в снижении ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет на сумму порядка 220 млрд рублей при поступлениях данного налога на уровне 2019 года (дополнительные поступления от централизации 1 процента налога на прибыль), в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичную сумму. Снижение поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет может быть компенсировано за счет уменьшения размера межбюджетных трансфертов, таким образом, дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.