Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-03/1524
на проект федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 30 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и направлен на уточнение параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в целях компенсирования недополученных доходов федерального бюджета от введения НДД и устранения снижения доходов федерального бюджета.
Данным Законом уточнен порядок расчета НДПИ при определении минимальной цены на природный газ в случае отсутствия цены на газ для соответствующего субъекта Российской Федерации, за счет выработанных месторождений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации определенных Законом, расширен перечень участков недр при добыче углеводородного сырья, на которых применяется НДД. Кроме этого, предусмотрено ограничение переноса исторических убытков в размере не более 50% такого убытка на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно с одновременным снижением коэффициента индексации определяющего сумму переноса на будущее убытков с 1,163 до 1,07 (данные меры не распространяются на месторождения углеводородного сырья, расположенные в Арктической зоне), скорректирован порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД (значение удельных расходов устанавливается в размере 7140 рублей (в н. вр. 9 520 рублей) до 31 декабря 2023 года и 8600 рублей с 1 января 2024 года), которое подлежит индексации на ежегодный коэффициент-дефлятор, начиная с 2021 года, а до 2021 года включительно его значение принимается равным 1.
Закон существенно меняет подход для пользователей недр, добывающих нефть на участках, расположенных на территории Российской Федерации и включающих запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. В отношении указанных участков недр действовала "двойная льгота" - применялись особые формулы расчета ставок вывозной таможенной пошлины. Для расчета НДПИ на таких участках недр были установлены пониженные коэффициенты. В целях компенсации выпадающих доходов за 2019 и 2020 годы для месторождений указанных участков недр Закон устанавливает на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года (включительно) повышающие коэффициенты к НДПИ. С 1 января 2024 года коэффициент устанавливается равным 1.
В целях повышения ставки НДПИ для отдельных видов твёрдых полезных ископаемых (руды чёрных и цветных металлов, калийные соли и ряд других), определяемых Законом, также вводится повышающий рентный коэффициент равный 3,5. Данный коэффициент не применяется в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, реализуемых в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту федерального закона дополнительные поступления в федеральный бюджет от вносимых изменений должны составить около 240 млрд. рублей в год.
Вместе с тем, комитет обращает внимание, что вносимые Законом изменения, позволяющие получить дополнительные доходы федерального бюджета, предполагают возможное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, которые связаны с добычей полезных ископаемых. Комитет считает, необходимо рассмотреть вопрос о компенсации указанных выпадающих доходов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.