Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение, предусматривающее начиная с 2021 года индексацию предельной величины дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, самостоятельно обеспечивающие себя работой), при превышении которой плательщики страховых взносов помимо фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) исчисляют и уплачивают страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы, превышающей предельную величину дохода, которую предлагается индексировать пропорционально увеличению фиксированного размера страховых взносов на ОПС.
Кроме того, предлагается предусмотреть, что фиксированный размер страховых взносов на ОПС не может быть установлен в размере более 10% от предельной величины дохода плательщика страховых взносов.
Исходя из действующих положений статей 419 и 430 Кодекса, для плательщиков страховых взносов, самостоятельно обеспечивающих себя работой, установлен порядок уплаты страховых взносов на ОПС исходя из их дохода, который заключается в следующем:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 ООО рублей, - в фиксированном размере за каждый расчетный период (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в упомянутом фиксированном размере за расчетный период плюс 1% суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Следует отметить, что уплата указанными плательщиками страховых взносов на ОПС только в фиксированном размере обеспечивает этим лицам минимальный объем прав на пенсионное обеспечение (исходя из установленных фиксированных размеров страховых взносов на ОПС формируется не менее 1 индивидуального пенсионного коэффициента), а уплата страховых взносов на ОПС в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, позволяет им сформировать пенсионные права в большем объеме.
Принимая во внимание, что темп роста фиксированного размера страховых взносов на ОПС в 2020 году по отношению к 2019 году составляет 10,5%, то индексация на эту величину установленной в настоящее время суммы дохода (300 000 рублей) упомянутых плательщиков страховых взносов приведет к несущественным изменениям в размере страховых взносов, подлежащих уплате такими плательщиками.
Вместе с тем значительное увеличение установленной величины дохода повлечет уплату страховых взносов такими плательщиками страховых взносов в меньшем размере сверх такой величины, что приведет к возможным рискам, связанным с уменьшением объема пенсионных прав для данной категории застрахованных лиц.
Кроме того, реализация законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и необходимости выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета данного фонда. Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании указано, что принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования за счет федерального бюджета.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 июля 2020 г. N 6279п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 1040740-7 "О внесении изменения в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Ярославской областной Думой"
Текст письма опубликован не был