Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1040722-7 "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации " (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее - Постановление N 19-П).
Статья 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулирует правоотношения, связанные с ведением уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее соответственно - реестр, уполномоченный орган, арендаторы и покупатели), и предусматривает в том числе необходимость включения в реестр сведений о нарушении лесного законодательства недобросовестными арендаторами и покупателями, информации о лицах, с которыми были расторгнуты договоры по основаниям, предусмотренным данной статьей Кодекса, а также устанавливает состав информации, включаемой в реестр, и порядок ее включения.
Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте уполномоченного органа и ограничивает право для включенных в него граждан и юридических лиц заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 98.1 Кодекса не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой предусмотренное этой нормой включение в реестр информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части первой статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа арендатор не вносит арендную плату), влечет бессрочное ограничение прав указанных субъектов в сфере хозяйственного лесопользования, в том числе права заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 19-П, отсутствие в Кодексе положений о сроке, на который информация об арендаторе (индивидуальном предпринимателе или юридическом лице) подлежит включению в реестр, свидетельствует о том, что определенные Кодексом правоограничения для такого лица приобретают бессрочный характер, что является избыточным ограничением свободы предпринимательства и подавлением в связи с этим экономической самостоятельности и инициативы субъекта экономической деятельности.
Кроме того, в Постановлении N 19-П приводятся примеры аналогичных реестров, касающихся сведений о субъектах экономической деятельности, ранее нарушавших в различных сферах правового регулирования договорные обязательства или требования действующего законодательства, в том числе при использовании природных ресурсов (в области водных, земельных отношений), для которых предусмотрена возможность исключения информации о таких субъектах по истечении двух лет с даты ее включения в реестр.
Законопроектом предлагается дополнить статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации положением, устанавливающим, что уполномоченный орган исключает из него информацию об арендаторах и покупателях по истечении двух лет с даты ее включения в реестр или по решению суда.
Действие этого положения предлагается распространить на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу федерального закона.
Принятие законопроекта позволит устранить пробел в правовом регулировании порядка ведения реестра и обеспечит возможность арендаторам и покупателям осуществлять лесопользование по истечении двухлетнего срока после допущенных ими нарушений.
Предлагаемые законопроектом решения не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.