Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 сентября 2020 г. N 5.1-01/2159
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье",
принятому Государственной Думой 23 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" внесен в Государственную Думу 7 июля 2020 года Правительством Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен предмет правового регулирования проектируемого закона.
Федеральным законом в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) внесены изменения, направленные на стимулирование переработки этана и сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) в продукцию нефтехимии, а также на модернизацию и создание новых производственных мощностей для переработки нефтяного сырья. В качестве стимулирующей меры предусмотрены налоговые вычеты в размере начисленных на операции по переработке указанных углеводородов в продукцию нефтехимии сумм акциза, скорректированных на повышающий коэффициент 2 ("обратный акциз"). Данный коэффициент будет применяться только в случае использования налогоплательщиком технологических процессов, включающих химические превращения этана при температуре выше 700 градусов Цельсия. В иных случаях такой коэффициент признается равным 1. Для контроля обоснованности применения налоговых вычетов вводится свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, и свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ (далее - свидетельство, свидетельства на переработку этана и (или) СУГ).
Свидетельства на переработку этана и (или) СУГ вправе получить организация, которая в период с 1 января 2022 года ввела в эксплуатацию производственные мощности по переработке этана проектной мощностью не менее 300 тысяч тонн этана (СУГ) в год либо до 1 января 2023 года заключила с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соглашение о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии (далее - соглашение о модернизации). За выдачу свидетельств на переработку этана и СУГ будет взиматься государственная пошлина в размере 3 500 рублей.
В целях стимулирования глубокой переработки нефтяного сырья Федеральным законом вводится корректирующий коэффициент (инвестиционный коэффициент), применяемый при исчислении налогового вычета по акцизам. вправе применить налогоплательщик, имеющий свидетельство на переработку нефтяного сырья, при условии, что до 1 июля 2021 года им будет заключено с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере топливно-энергетического комплекса, соглашение о создании новых производственных мощностей по глубокой переработке нефтяного сырья. Данный коэффициент исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по специальной формуле и именуется инвестиционной надбавкой для нефтеперерабатывающих заводов.
В целях налогообложения акцизами Федеральным законом также уточняется определение средних дистиллятов, в результате чего за рамки этого понятия выводятся фракции перегонки нефти, плотность которых соответствует плотности мазута.
Помимо этого, в целях контроля уплаты акцизов при использовании производителями непищевой продукции этилового спирта Федеральным законом введен новый вид специального свидетельства - свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля и крема-геля, для производства которой используется этиловый спирт. В соответствии с действующим порядком получение специального свидетельства предусмотрено только при производстве непищевой спиртосодержащей продукции из денатурированного этилового спирта.
Федеральным законом установлены ставки акцизов на период с 1 января по 31 декабря 2023 года. При этом существенно увеличены размеры ставок акцизов на производство и реализацию табака и табачных изделий, в том числе, ставки акцизов, установленные на данные подакцизные товары действующим пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса на 2021 год и 2022 год.
Федеральный закон в целом согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации, однако обращаем внимание на следующее.
Согласно подпункту 3 нового пункта 5.3 статьи 179.7 Налогового кодекса (подпункт "г" пункта 4 статьи 1 Федерального закона) в целях применения инвестиционного коэффициента соотношение объемов бензина класса 5, произведенного из направленного на переработку нефтяного сырья, и объема направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, должно составлять 0,1. При этом учитывается только объем бензина, реализованный на территории Российской Федерации. Нарушение этого показателя является признаком неисполнения соглашения о создании новых производственных мощностей по переработке нефтяного сырья.
Однако подпункт 1 пункта 5 статьи 179.7 Налогового кодекса (в редакции подпункта "в" пункта 4 статьи 1 Федерального закона) не содержит такого условия заключения соглашения как обязательная реализация произведенного бензина класса 5, учитываемого при определении величины указанного соотношения, на территории Российской Федерации. Соответственно подпункт 3 нового пункта 5.3 статьи 179.7 Налогового кодекса противоречит норме, на которую он ссылается.
Федеральный закон согласно его статье 3 вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Отдельные положения Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года. Данный порядок не соответствует правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным статьей 5 Налогового кодекса.
В частности, подпункт "а" пункта 10 статьи 1 Федерального закона не может вступить в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, так как предусматривает увеличение размера ставок акцизов на подакцизную табачную продукцию. Не могут вступать в силу в таком порядке и нормы, предусматривающие введение акцизного налогообложения операций по переработке этана и СУГ в продукцию нефтехимии. Такие нормы должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования акта законодательства о налогах и сборах и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги).
Федеральный закон в соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального налога.
Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 8 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.Ю. Синенко.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.