Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1041228-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера среднедушевого дохода семьи, при котором возникает право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Досье на проект федерального закона
С 2018 года в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" действует норма, предполагающая осуществление ежемесячных выплат на первого и второго ребенка.
Право на указанное пособие до 1 января 2020 года возникало у семьи с доходом менее 1,5 регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи. В этот же период право на выплату действовало до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года.
С 1 января 2020 года правила осуществления указанных выплат изменились: лимит совокупного дохода семьи на каждого её члена в целях назначения пособия вырос до 2 прожиточных минимумов, а период получения такого пособия был продлен до достижения ребенком возраста трех лет.
Поддерживая заданный указанными нормами права вектор оказания адресной помощи семьям в целях поддержки демографической ситуации, авторы настоящего проекта федерального закона констатируют недостаточность уже действующих мер и необходимость их развития.
Так, в целом представляется, что вопрос демографической политики является самым важным вопросом и одновременно с этим ключевым глобальным вызовом для Российской Федерации в будущем. Настоящий проект федерального закона направлен на существенное изменение демографической ситуации в нашей стране, на перелом её негативных тенденций, имеющихся в настоящий момент. В частности, согласно информации Росстата РФ, естественный прирост населения в Российской Федерации до 2035 года при лучшем прогнозе составит 349 тысяч человек в год, а в худшем случае окажется -856 тысяч человек ежегодно.
Годы |
Всего, человек |
На 1000 населения |
||||
родившихся |
умерших |
естественный |
родившихся |
умерших |
естественный |
|
Низкий вариант прогноза | ||||||
2017 |
1679044 |
1854880 |
-175836 |
11,4 |
12,6 |
-1,2 |
2018 |
1655506 |
1846033 |
-190527 |
11,3 |
12,6 |
-1,3 |
2019 |
1547066 |
1871782 |
-324716 |
10,5 |
12,8 |
-2,3 |
2020 |
1496918 |
1895576 |
-398658 |
10,2 |
12,9 |
-2,7 |
2021 |
1454085 |
1916518 |
-462433 |
10,0 |
13,1 |
-3,1 |
2022 |
1411511 |
1934354 |
-522843 |
9,7 |
13,3 |
-3,6 |
2023 |
1368954 |
1949701 |
-580747 |
9,4 |
13,4 |
-4,0 |
2024 |
1327250 |
1962355 |
-635105 |
9,2 |
13,6 |
-4,4 |
2025 |
1290917 |
1972769 |
-681852 |
9,0 |
13,7 |
-4,7 |
2026 |
1257533 |
1981353 |
-723820 |
8,8 |
13,8 |
-5,0 |
2027 |
1230500 |
1988496 |
-757996 |
8,6 |
13,9 |
-5,3 |
2028 |
1210076 |
1994497 |
-784421 |
8,5 |
14,0 |
-5,5 |
2029 |
1193193 |
1999554 |
-806361 |
8,4 |
14,1 |
-5,7 |
2030 |
1177221 |
2004369 |
-827148 |
8,4 |
14,2 |
-5,8 |
2031 |
1165390 |
2009602 |
-844212 |
8,3 |
14,3 |
-6,0 |
2032 |
1161737 |
2015875 |
-854138 |
8,3 |
14,5 |
-6,2 |
2033 |
1166099 |
2022862 |
-856763 |
8,4 |
14,6 |
-6,2 |
2034 |
1174791 |
2030910 |
-856119 |
8,5 |
14,7 |
-6,2 |
2035 |
1183163 |
2039778 |
-856615 |
8,6 |
14,9 |
-6,3 |
Средний вариант прогноза | ||||||
2017 |
1683526 |
1839257 |
-155731 |
11,5 |
12,5 |
-1,0 |
2018 |
1715138 |
1824158 |
-109020 |
11,7 |
12,4 |
-0,7 |
2019 |
1612425 |
1830675 |
-218250 |
11,0 |
12,5 |
-1,5 |
2020 |
1565180 |
1834864 |
-269684 |
10,6 |
12,5 |
-1,9 |
2021 |
1526981 |
1836358 |
-309377 |
10,4 |
12,5 |
-2,1 |
2022 |
1493931 |
1835250 |
-341319 |
10,2 |
12,5 |
-2,3 |
2023 |
1465565 |
1831883 |
-366318 |
10,0 |
12,5 |
-2,5 |
2024 |
1442159 |
1826370 |
-384211 |
9,8 |
12,4 |
-2,6 |
2025 |
1418600 |
1819061 |
-400461 |
9,7 |
12,4 |
-2,7 |
2026 |
1395927 |
1810476 |
-414549 |
9,5 |
12,4 |
-2,9 |
2027 |
1379612 |
1800599 |
-420987 |
9,4 |
12,3 |
-2,9 |
2028 |
1370477 |
1787279 |
-416802 |
9,4 |
12,2 |
-2,8 |
2029 |
1370526 |
1767620 |
-397094 |
9,4 |
12,1 |
-2,7 |
2030 |
1370231 |
1751148 |
-380917 |
9,4 |
12,0 |
-2,6 |
2031 |
1373016 |
1736801 |
-363785 |
9,4 |
11,9 |
-2,5 |
2032 |
1383247 |
1725647 |
-342400 |
9,5 |
11,8 |
-2,3 |
2033 |
1400430 |
1716785 |
-316355 |
9,6 |
11,8 |
-2,2 |
2034 |
1421304 |
1709718 |
-288414 |
9,7 |
11,7 |
-2,0 |
2035 |
1442375 |
1701471 |
-259096 |
9,9 |
11,7 |
-1,8 |
Высокий вариант прогноза | ||||||
2017 |
1733386 |
1805776 |
-72390 |
11,8 |
12,3 |
-0,5 |
2018 |
1788678 |
1766133 |
22545 |
12,2 |
12,0 |
0,2 |
2019 |
1808153 |
1754581 |
53572 |
12,3 |
11,9 |
0,4 |
2020 |
1813029 |
1736178 |
76851 |
12,3 |
11,7 |
0,6 |
2021 |
1785004 |
1724367 |
60637 |
12,0 |
11,6 |
0,4 |
2022 |
1755445 |
1710731 |
44714 |
11,8 |
11,5 |
0,3 |
2023 |
1725744 |
1694251 |
31493 |
11,6 |
11,3 |
0,3 |
2024 |
1697251 |
1665963 |
31288 |
11,3 |
11,1 |
0,2 |
2025 |
1667951 |
1635577 |
32374 |
11,1 |
10,9 |
0,2 |
2026 |
1641478 |
1606697 |
34781 |
10,9 |
10,7 |
0,2 |
2027 |
1623320 |
1579777 |
43543 |
10,7 |
10,4 |
0,3 |
2028 |
1614950 |
1553471 |
61479 |
10,6 |
10,2 |
0,4 |
2029 |
1613305 |
1519468 |
93837 |
10,6 |
10,0 |
0,6 |
2030 |
1613204 |
1485363 |
127841 |
10,5 |
9,7 |
0,8 |
2031 |
1618386 |
1455225 |
163161 |
10,5 |
9,5 |
1,0 |
2032 |
1633688 |
1428951 |
204737 |
10,6 |
9,3 |
1,3 |
2033 |
1658044 |
1405915 |
252129 |
10,7 |
9,1 |
1,6 |
2034 |
1688230 |
1386078 |
302152 |
10,8 |
8,9 |
1,9 |
2035 |
1719171 |
1369976 |
349195 |
11,0 |
8,7 |
2,3 |
Одновременно с этим Росстат РФ отмечает плавное повышение коэффициента демографической нагрузки с 786 нетрудоспособных лиц на 1000 трудоспособных в 2018 году до 911 нетрудоспособных в 2036 году.
Годы |
Низкий вариант прогноза |
Средний вариант прогноза |
Высокий вариант прогноза |
||||||
Всего |
в том числе лиц в возрасте: |
Всего |
в том числе лиц в возрасте: |
Всего |
в том числе лиц в возрасте: |
||||
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного |
||||
2018 |
786 |
331 |
455 |
786 |
331 |
455 |
786 |
332 |
454 |
2019 |
806 |
338 |
468 |
805 |
338 |
467 |
806 |
339 |
467 |
2020 |
820 |
342 |
478 |
820 |
343 |
477 |
823 |
346 |
477 |
2021 |
835 |
345 |
490 |
834 |
346 |
488 |
841 |
352 |
489 |
2022 |
846 |
348 |
498 |
845 |
349 |
496 |
854 |
357 |
497 |
2023 |
854 |
349 |
505 |
853 |
351 |
502 |
865 |
362 |
503 |
2024 |
858 |
348 |
510 |
857 |
350 |
507 |
872 |
364 |
508 |
2025 |
857 |
344 |
513 |
857 |
347 |
510 |
875 |
363 |
512 |
2026 |
857 |
340 |
517 |
858 |
344 |
514 |
880 |
363 |
517 |
2027 |
856 |
336 |
520 |
857 |
340 |
517 |
882 |
361 |
521 |
2028 |
850 |
328 |
522 |
853 |
335 |
518 |
882 |
358 |
524 |
2029 |
842 |
319 |
523 |
846 |
327 |
519 |
880 |
353 |
527 |
2030 |
835 |
310 |
525 |
841 |
319 |
522 |
879 |
348 |
531 |
2031 |
829 |
301 |
528 |
838 |
312 |
526 |
881 |
343 |
538 |
2032 |
823 |
292 |
531 |
834 |
305 |
529 |
882 |
338 |
544 |
2033 |
817 |
283 |
534 |
832 |
299 |
533 |
885 |
334 |
551 |
2034 |
816 |
278 |
538 |
835 |
296 |
539 |
893 |
333 |
560 |
2035 |
816 |
273 |
543 |
838 |
293 |
545 |
900 |
331 |
569 |
2036 |
822 |
271 |
551 |
846 |
292 |
554 |
911 |
331 |
580 |
Отдельно стоит отметить прогнозы по суммарному коэффициенту рождаемости, которые выглядят согласно данным Росстата РФ следующим образом:
|
Низкий вариант |
Средний вариант |
Высокий вариант |
2017 |
1,600 |
1,608 |
1,660 |
2018 |
1,608 |
1,675 |
1,753 |
2019 |
1,535 |
1,610 |
1,815 |
2020 |
1,520 |
1,600 |
1,866 |
2021 |
1,514 |
1,600 |
1,885 |
2022 |
1,509 |
1,605 |
1,901 |
2023 |
1,505 |
1,615 |
1,915 |
2024 |
1,502 |
1,630 |
1,928 |
2025 |
1,501 |
1,646 |
1,940 |
2026 |
1,500 |
1,661 |
1,952 |
2027 |
1,500 |
1,676 |
1,963 |
2028 |
1,501 |
1,690 |
1,973 |
2029 |
1,502 |
1,704 |
1,983 |
2030 |
1,504 |
1,717 |
1,993 |
2031 |
1,507 |
1,729 |
2,002 |
2032 |
1,511 |
1,740 |
2,010 |
2033 |
1,516 |
1,750 |
2,018 |
2034 |
1,521 |
1,759 |
2,026 |
2035 |
1,525 |
1,768 |
2,033 |
Таким образом, даже при наиболее позитивном прогнозе суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину) составит не более 2.033 ребенка, а в худшем случае будет 1.525 ребенка, что означает неминуемую демографическую яму и депопуляцию народа Российской Федерации.
Одновременно с этим стоит отметить отдельные исследования Росстата РФ, отображающую отношение граждан России к планированию семьи и деторождению.
Первым показателем является желаемое число детей среди женщин и мужчин, которое свидетельствует о том, что как среди мужчин, так и среди женщин как желаемое, так и ожидаемое число детей почти для половины граждан составляет 2 ребенка (в среднем желаемое число 2.15-2.16, а ожидаемое 1.88):
Число детей |
Женщины |
Мужчины |
||
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
Желаемое число детей |
Ожидаемое число детей |
|
0 |
2,0 |
3,4 |
2,3 |
4,4 |
1 |
17,0 |
25,2 |
17,4 |
23,6 |
2 |
48,3 |
44,4 |
46,3 |
44,0 |
3 |
21,7 |
13,7 |
19,7 |
13,7 |
4 |
3,4 |
2,2 |
3,3 |
2,0 |
5 более |
2,2 |
0,9 |
3,4 |
1,4 |
трудно сказать |
5,4 |
10,1 |
7,4 |
10,9 |
среднее число детей |
2,15 |
1,88 |
2,16 |
1,88 |
Указанные цифры свидетельствуют, во-первых, о том, что даже при наилучшем прогнозе указанных ожиданий Россию не ожидает демографический прирост за счет естественного прироста населения, а, вероятно, ожидает его снижение. Во-вторых, разница в показателе между желаемым и ожидаемым количеством детей свидетельствует о том, что у граждан имеются причины, по которым они, вопреки своему желанию, понимают, что не будут иметь желаемое число детей, а будут иметь меньше детей, чем хотели бы.
Следующим предметом исследования являлась оценка возможного влияния появления еще одного ребенка на различные аспекты жизнедеятельности (с двумя детьми) (%):
Если бы в Вашей семье появился еще один ребенок, то, как, на Ваш взгляд, это повлияло бы на: |
станет хуже |
не повлияет |
станет лучше |
трудно сказать |
|
Женщины |
|||
Ваши личные доходы |
59,6 |
29,0 |
2,2 |
9,2 |
Материальное положение Вашей семьи |
62,7 |
27,3 |
2,7 |
7,4 |
Жилищные условия |
32,4 |
60,0 |
3,3 |
4,3 |
Ваш профессиональный рост |
17,8 |
75,6 |
1,0 |
5,7 |
Общение с друзьями |
12,9 |
81,2 |
2,5 |
3,4 |
Здоровье |
18,9 |
59,0 |
3,2 |
18,9 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) |
4,3 |
70,9 |
17,0 |
7,8 |
Возможность полноценно отдыхать |
44,1 |
47,5 |
1,4 |
7,0 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
2,5 |
82,1 |
10,4 |
5,0 |
|
Мужчины |
|||
Ваши личные доходы |
48,8 |
40,2 |
1,4 |
9,5 |
Материальное положение Вашей семьи |
58,1 |
31,7 |
1,7 |
8,5 |
Жилищные условия |
31,0 |
61,9 |
2,6 |
4,5 |
Ваш профессиональный рост |
5,8 |
88,7 |
0,8 |
4,7 |
Общение с друзьями |
11,2 |
82,0 |
1,8 |
5,0 |
Здоровье |
11,4 |
76,7 |
1,9 |
10,0 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) |
4,3 |
73,2 |
15,1 |
7,4 |
Возможность полноценно отдыхать |
39,5 |
50,8 |
1,2 |
8,4 |
Отношение к Вам родственников, окружающих |
3,8 |
81,1 |
9,2 |
5,9 |
Исходя из указанной таблицы, мы видим, что положительно оценивают появление нового ребенка в среднем не более чем 7 процентов, существенная часть показателей остается нейтральной, а часть, такие как личные доходы и материальное положение семьи - определенной негативной.
Еще одним исследованием, которое может свидетельствовать об отношении граждан как к демографической ситуации, так и к роли, которую должно выполнять государство для её поддержки, является исследование, предметом которого является отображение мнения о возможном влиянии государства на рождения детей в семьях (%):
С каким из трех мнений Вы согласны в наибольшей степени? |
Женщины |
Мужчины |
государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она сама хочет |
41,0 |
39,0 |
если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав естественно необходимые условия для этого |
46,1 |
45,6 |
государство ни в коей степени и никаким образом не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей |
12,9 |
15,4 |
Таким образом, подавляющее большинство граждан (87.1% женщин и 84.6% мужчин) считают, что именно государство должно помогать гражданам в улучшении демографической ситуации и создавать для этого необходимые условия.
Указанные исследования и представленная статистика позволяют сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе в Российской Федерации в лучшем случае ожидается застой демографической ситуации (отсутствие естественного роста населения) либо естественная убыль населения.
В этих условиях необходимо немедленно переломить сложившуюся кризисную ситуацию и принять на федеральном уровне единый нормативно-правовой акт, который станет основой демографической поддержки населения в России, демографической программой Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В этой связи представляется обоснованным приятия ряда взвешенных, опробованных и показавших свою эффективность решений.
В указанных целях настоящим проектом федерального закона предполагается повысить уровень среднедушевого дохода семьи, при котором возникает право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка с действующей 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, до 3-кратной величины указанного прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации.
Указанный уровень отсечения приблизительно соответствует уровню, который авторы настоящего проекта федерального закона считают справедливым в качестве величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, при разработке соответствующего проекта федерального закона, предполагающего установление принципиально нового состава потребительской корзины в Российской Федерации и поддержанного Российской Академией Наук, авторы пришли к выводу о том, что размер потребительской корзины, стоимостной оценкой которого и является уровень прожиточного минимума, должен составлять 31 087 рублей.
Таким образом, настоящий проект федерального закона позволит сделать еще один шаг, направленный на перелом сложившихся негативных демографических тенденций и будет способствовать увеличению рождения либо усыновления первых и вторых детей в семьях.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера среднедушевого дохода семьи, при котором возникает право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Принятие проекта настоящего федерального закона повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета в 2021 году.
В соответствии с официальной информацией, представленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ответ заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталиной от 24 марта 2020 года N 12-1/10/ФС-457) в настоящее время органами статистики, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не ведется учет семей, среднедушевой доход которых не превышает 3-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части увеличения размера среднедушевого дохода семьи, при котором возникает право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.