Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 1042351-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект содержит предложения по расширению полномочий Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), возлагая на него актуальную ключевую задачу: обеспечение условий для восстановления роста экономики, а также обеспечение темпов стабильного развития экономики страны во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Положительные результаты проводимой денежно-кредитной политики в стране должны оцениваться с учетом конкретных показателей экономического роста.
Финансово-экономическая ситуация в стране как никогда требует усиления координации действий Банка России и Правительства Российской Федерации, в том числе по поддержанию общего целевого уровня инфляции. Все решения, принимаемые на уровне различных министерств и ведомств, должны проходить "инфляционный аудит", то есть стратегическое и тактическое планирование осуществлять с учетом прогнозируемых инфляционных процессов в экономике.
I. В этих целях в статье 1 законопроекта предлагается внести следующие изменения в Федеральный конституционный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФКЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":
В статье 3 предлагается цели деятельности Банка России дополнить важными и актуальными целями, изложенными в новых абзацах первом и восьмом следующего содержания:
- реализация кредитно-денежной политики и обеспечение условий для роста экономики, определяемого показателями увеличения производства, занятости населения, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;
- обеспечивает поддержание целевого уровня монетарной составляющей инфляции.
Статью 4 предлагается дополнить пунктами 12.1, 18.6-18.9, в которых изложены новые функции Банка России, позволяющие решать назревшие проблемы в кредитно-денежной сфере:
12.1) разрабатывает стратегию валютной политики Российской Федерации, направленную на обеспечение реализации конституционной нормы об установлении монопольной эмиссии российского рубля на территории страны, ускорение темпов роста экономики, повышения его качества и стабильности, увеличение благосостояния населения Российской Федерации, достижение которых будет определяться показателями повышения ВВП страны, увеличения занятости, уровня жизни граждан и др.
18.6). разрабатывает правовые основы для внедрения и развития цифровых технологий на финансовом рынке;
Данное направление в работе Банка России особенно важно в связи с необходимостью внедрения и развития отечественных технологий и составных элементов цифровой финансовой инфраструктуры.
18.7). принимает меры для создания условий переориентации кредитных организаций на кредитно-инвестиционную деятельность;
Реализация этих мер позволит резко уменьшить спекулятивные элементы в работе кредитных организаций, которые сегодня всячески уклоняются от кредитования средне- и долгосрочных проектов.
18.8) ведет реестр финансовых технологий, которые по итогам проверки уполномоченного департамента Банка России на предмет соответствия требованиям безопасности допущены к применению кредитными организациями;
18.9) осуществляет покупку части российских государственных бумаг на рубли под соответствующую эмиссию рублей. Объем покупок российских госбумаг на рубли определяется на межведомственном уровне с учетом задач по формированию необходимой ресурсной базы, длинных денег, осуществления инвестиций.
Статью 18 предлагается дополнить пунктом 1.2., в котором Совет директоров Банка России наделяется еще одной актуальной функцией:
1.2) при разработке и реализации своей политики ориентируется и координирует свои основные документы в соответствии со стратегией валютной политики.
Статью 21 предлагается дополнить частью шестой, в которой изложена норма по взаимодействию Центрального Банка России Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при решении актуальных задач в сфере бюджетной политики с учетом их влияния на уровень инфляции в стране:
"Центральный Банк Российской Федерации взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства и влиянием принимаемых решений на уровень инфляции:".
Статью 35 предлагается дополнить пунктом 5.1., в котором денежно-кредитная политика Банка России усиливается еще одним основным инструментом и методом влияния на валютную политику, которая будет определять темпы "дедолларизации" экономики страны:
5.1) введение прямых временных ограничений, в том числе временного полного запрета на проведение организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Статью 38 предлагается дополнить абзацем вторым, в которой изложена норма, предусматривающая для банков с базовой лицензией, ориентированных на работу с физическими лицами и предприятиями малого и среднего бизнеса, получение от Банка России льгот в части формирования резервов на возможные потери по определенным ссудам. К таким ссудам следует отнести ссуды, полученные на приобретение жилья и коммерческой недвижимости физическими лицами и представителями малого и среднего бизнеса, а также потребительские ссуды (кредиты) направляемые ими на ремонт и обустройство приобретаемых помещений.
- Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации в зависимости от вида банковской лицензии.
Статью 40 предлагается дополнить пунктом 2, в котором закрепляется норма о расширении возможности допуска кредитных организаций к долгосрочному рефинансированию Банка России. С этой целью Банк России должен не только сворачивать среднесрочное рефинансирование, но и развернуть механизм поддержки и инвестиционной активности, предоставления долгосрочных займов.
В пункте 2 по данному вопросу указано следующее:
"2.Формы, порядок и условия рефинансирования, в том числе долгосрочного, устанавливаются Банком России, и должны предполагать участие в рефинансировании не менее чем 90 процентов действующих кредитных организаций Российской Федерации.
Данный Федеральный конституционный закон N 86-ФКЗ предлагается дополнить статьей 41.1., в которой в развитие политики "дедолларизации" экономики при повышении волатильности курса, которая превышает установленные заранее ориентиры, Банку России дается право использовать весь набор необходимых инструментов, вплоть до прекращения торгов с иностранной валютой:
"Под прямым временным ограничением организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации понимается временное ограничение объема операций, в том числе их временный полный запрет, по купле-продаже иностранной валюты, совершаемых на организованном внутреннем валютном рынке Российской Федерации.".
Статью 57.1, в которой Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, предлагается дополнить словами:
", определяет перечень послаблений при оценке рисков (в т.ч. проектного финансирования) участия региональных банков в реализации проектов по развитию территорий и др.". Данное решение позволит многим региональным банкам принимать участие в развитии территорий обслуживания, финансировать малый и средний бизнес на своей территории в рамках пространственного развития страны.
II. В статье 2 законопроекта предлагается внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" изменения, направленные на консолидацию усилий Банка России и Правительства Российской Федерации в целях выработки совместных действий для предотвращения возникновения системного финансово-экономического кризиса, по обеспечению роста и стабильности развития экономики страны, что особенно становится важным в период мирового экономического кризиса и борьбы ведущих стран за лидерство в мировой политике на базе своей развитой экономики.
С целью акцентирования важности взаимодействия Правительства Российской Федерации и Банка России по вопросам обеспечения финансовой стабильности страны предлагается данный закон дополнить главой VI.I. со следующим названием :
"VI.I. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
Главу VI.I. предлагается дополнить частями первой и второй следующего содержания:
"Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение, и проводить регулярные консультации.
Правительство Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации взаимодействуют по вопросам стабильности финансовой системы путем совместной опенки факторов риска для финансовой стабильности, разработки, принятия и реализации комплекса согласованных решений в целях предотвращения возникновения системного финансового кризиса и минимизации его последствий.":
Статью 15 предлагается дополнить абзацем одиннадцатым, в которой на Правительство Российской Федерации возлагается задача по поддержанию целевого уровня немонетарной составляющей инфляции во взаимодействии с банком России:
"обеспечивает поддержание целевого уровня немонетарной составляющей инфляции, делая ее частью государственной политики, включающей в себя инвестиционную, бюджетную, финансовую и денежно-кредитную политики во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.".
Принятие данного Федерального конституционного закона безусловно позволит Банку России и Правительству Российской Федерации во взаимодействии друг с другом оперативно решать стратегические и тактические вопросы, возникающие в ходе принятия мер по обеспечению финансовой стабильности экономики страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.