Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1042539-7 "О внесении изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ были внесены изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Она была дополнена пунктом 2.1, который устанавливает, что при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. При этом порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Внесение указанного изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" было обусловлено необходимостью устранения неопределенности нормативно-правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, выявленной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П. Предполагалось, что норма, предусмотренная пунктом 2.1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", позволит достигнуть надлежащего баланса между законными интересами лица, добросовестно реализующего меры по устранению причиненного вреда окружающей среде, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации причиненного вреда. В частности, согласно этой норме при определении соответствующим государственным органом на основании утвержденных такс и методик размера вреда, причиненного окружающей среде, подлежащая уплате в бюджет сумма должна быть уменьшена на фактические затраты по устранению такого вреда, которые понес причинитель вреда.
Однако за время, прошедшее с момента принятия Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ, не были определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные установить порядок и условия учета этих затрат. Соответственно порядок и условия учета затрат до сих пор не установлены.
В связи с этим фактически до сих пор не устранена выявленная Конституционным Судом неопределенность правового регулирования, а реализация установленного законом права природопользователей на зачет затрат при определении размера вреда, причиненного окружающей среде, крайне затруднена и может быть осуществлена только на основании судебного решения по обращению природопользователя.
В целях устранения указанной неопределенности и выполнения по существу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П предлагаем установить, что порядок и условия учета затрат по устранению причиненного вреда окружающей среде устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Предлагаемое наименование федерального органа исполнительной власти применяется в пункте 2 статьи 80.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Именно Минприроды России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, утвердило своим приказом от 08.07.2020 N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, поэтому логично, чтобы указанное министерство было уполномочено и на установление порядка и условий учета затрат по устранению причиненного вреда окружающей среде.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.