Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1042540-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 24 апреля 2020 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел обязанность субъектов Российской Федерации установить период, в течение которого депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности (далее - депутат), гарантируется сохранение места работы (должности).
Работодатель обязан будет предоставить депутату от 2 до 6 дней, в которые он может не присутствовать на рабочем месте в связи с исполнением депутатских полномочий.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что законодатель, руководствуясь необходимостью достижения целей, связанных с обеспечением реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, вправе устанавливать определенные ограничения в осуществлении работодателями их прав и экономических свобод, что само по себе не может рассматриваться как нарушение норм Конституции Российской Федерации, однако законодатель обязан соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и не допускать искажения существа прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.
Предложенные проектом федерального закона изменения федерального законодательства согласуются с указанной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Ограничение возможных злоупотреблений со стороны работников позволят сохранить необходимый баланс интересов, обеспечивающий, с одной стороны, достижение конституционно значимых публичных целей, связанных с реализацией работником депутатских полномочий, с другой стороны, обеспечение прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.
При этом обязанность депутата заблаговременно оповестить работодателя о планируемом отсутствии на рабочем месте законодательством не установлена.
В то же время представляется целесообразным установить баланс между реализацией предоставленной гарантией работникам и ограничением возможных злоупотреблений с их стороны с учетом положений статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что федеральным законодательством не предоставлено право субъектам Российской Федерации установить порядок реализации данных полномочий, и в целях обеспечения интересов работодателя проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается обязанность депутата заблаговременно уведомлять работодателя о планируемом отсутствии на рабочем месте в связи с исполнением депутатских полномочий с одновременным представлением подтверждающих документов.
Такими документами могут быть повестки заседаний органов законодательной власти, протоколы встреч с избирателями и прочие.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.