Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 октября 2020 г. N 5.1-01/2252
на проект федерального закона N 969591-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", принятому Государственной Думой 30 сентября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 969591-7) был внесён в Государственную Думу 8 июня 2020 года Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается расширение содержащегося в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) круга лиц, получающих государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, в части обеспечения доступности для них кредитных ресурсов.
Помимо указанных в Федеральном законе N 264-ФЗ лиц, названную поддержку предлагается предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по производству и первичной и последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и её реализации при условии их соответствия установленным Федеральным законом N 264-ФЗ требованиям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, соответствующим требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом N 264-ФЗ изменяется порядок финансового обеспечения мер государственной поддержки развития сельского хозяйства, в том числе исключается положение о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку развития сельского хозяйства.
Федеральным законом также вносятся изменения, предусматривающие, в частности, предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях государственной поддержки кредитования в сфере развития сельского хозяйства межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на весь срок использования инвестиционных кредитов, полученных в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", и займов, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Федеральный закон N 264-ФЗ устанавливает полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и подведомственным ему федеральным государственным бюджетным учреждениям по информационному обеспечению при реализации государственной аграрной политики, а также по предоставлению консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (сельское хозяйство) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем отмечаем, что содержащееся в Федеральном законе положение о том, что финансовое обеспечение мероприятий по государственной поддержке развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, носит общий характер и не позволяет разграничить источники финансового обеспечения расходов на государственную поддержку развития сельского хозяйства.
Обращаем внимание, что устанавливаемое полномочие федерального органа исполнительной власти может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть в 2020 году. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон должен быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 15 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.Ю. Синенко.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.