Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 6 октября 2020 г. N 3.8-03/2964
на проект федерального закона N 962485-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 мая 2020 года и принят 23 сентября 2020 года в первом чтении и в целом.
Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральным законом, по результатам деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2019 году, утверждается отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон).
По доходам бюджет Фонда в 2019 году исполнен в сумме 770,6 млрд. рублей или на 102,3% от бюджетных назначений, что на 4,8% больше, чем в 2018 году.
Расходы Фонда в 2019 году составили 738,1 млрд. руб. (99,6% к бюджетным назначениям и 98,4% от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью), что выше по отношению к 2018 году на 5,1%.
В целом бюджет Фонда за 2019 год исполнен с профицитом в объеме 32,5 млрд. рублей (при запланированном профиците в объеме 11,9 млрд. рублей).
При этом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, дефицит оставил -1,5 млрд. рублей (был запланирован дефицит -10,5 млрд. рублей), а по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профицит составил 34,4 млрд. рублей (было запланировано 22,4 млрд. рублей).
В течение 2019 года изменения в Закон не вносились. В сводную бюджетную роспись изменения вносились 84 раза на сумму 46,5 млрд. рублей, при этом 72,4% от общей суммы составили изменения связанные с экономией бюджетных средств.
Комитет отмечает следующие особенности исполнения бюджета Фонда за 2019 год:
- снижение численности страхователей, состоящих на учете в Фонде (в 2019 году уменьшилась на 334,7 тысяч единиц или на 7% и составила 4,48 млн., из них представили отчетность 77,4%);
- снижение числа выплат пособий, связанных с материнством в связи с продолжающейся тенденцией снижения рождаемости. По сравнению с 2018 годом в 2019 году снижение рождаемости составило 7,7% (с 1 604,3 тыс. человек до 1481,1 тыс. человек) что существенно повлияло на исполнение всех показателей по выплатам указанных пособий;
- сохраняется тенденция снижения расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по причине положительной устойчивой тенденции уменьшения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 0,7%, что приводит к увеличению резерва по данному виду страхования;
- впервые в 2019 году Законом было предусмотрено увеличение с 20 до 30 процентов сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом дополнительный объем средств предусмотрен для оплаты санаторно-курортного лечения работников не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста (по факту более 40 тысяч работников получили санаторно-курортное лечение на сумму 1,7 млрд. рублей);
- 20 территориальных органов Фонда присоединились к пилотному проекту по переходу от "зачетного механизма" на прямые выплаты. Всего в 2019 году в пилотном проекте участвовали 59 региональных отделений Фонда.
- Фондом обеспечена возможность формирования запросов и получения ответов через Систему межведомственного взаимодействия для 9 государственных услуг Фонда посредством обращения к электронным сервисам Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России, Росздравнадзора, органов медико-социальной экспертизы, органов ЗАГС, региональных органов социальной защиты населения. Также обеспечена возможность предоставления 18 государственных услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг, при этом уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в 2019 году составил 97,6% при плановом показателе 90%.
Фактическая численность сотрудников Фонда за 2019 год составила 641 человек или 76,9% от планового показателя. Аналогичный показатель в региональных отделениях Фонда - 24 593 человек или 81,2% от плана. Заработная плата сотрудникам Фонда в 2019 году индексировалась на 1,043.
По состоянию на 1 января 2020 года в целом сложилась кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в объеме 93,0 млрд. рублей, что на 3,6 млрд. рублей (3,8%) меньше чем в 2018 году. Эта сумма подлежит возмещению страхователям в 2020 году.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтено погашение кредиторской задолженности Фонда перед страхователями в части превышения ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 4,8 млрд. рублей.
Кроме того, в доходы зачислено 15,7 млн. рублей (что на 1,9 млн. рублей меньше, чем в 2018 году) по статье "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам", а также налоги на совокупный доход в сумме 4,6 млн. рублей (на 1,1 млн. рублей больше, чем в 2018 году).
Наибольшую долю в структуре доходов Фонда составляют страховые взносы -714,7 млрд. рублей (109,7%), что на 63,1 млрд. рублей больше, чем в 2018 году.
В их числе доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 583,3 млрд. рублей (100,9%) к бюджетным назначениям, что на 52,4 млрд. рублей (9,9%) больше по сравнению с 2018 годом, что объясняется, в том числе и ростом предельной величины базы для начисления страховых взносов с 815 тысяч рублей в 2018 году до 865 тысяч рублей в 2019 году.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 135,1 млрд. рублей или 105,2% от назначений, предусмотренных Законом, и выросли по сравнению с 2018 годом на 8,3 млрд. рублей или на 6,6%.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, которые зачислены в доход, составили 131,4 млрд. рублей или 107,9% от бюджетных назначений, и выросли к уровню 2018 года на 8,8%. Рост обусловлен увеличением фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы на 7,5% к показателю, учтенному в расчетах к Закону.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов по данному виду страхования фактически составил 0,992, что на 0,009 выше планового показателя. Средний по видам экономической деятельности тариф страховых взносов составил 0,51%, что соответствует плановому тарифу.
По состоянию на 1 января 2020 года объем резерва по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 197,9 млрд. рублей, увеличился за год на 33,7 млрд. рублей или на 20,5%.
В 2019 году Фондом были размещены временно свободные средства резерва по данному виду страхования в кредитных организациях, в результате чего был получен доход в сумме 2,1 млрд. рублей или 35,8% от плана (в 2018 году было 4,5 млрд. рублей или 248,0% от запланированного показателя), что объясняется избыточной ликвидностью у кредитных организаций и низким уровнем спроса банковского сектора на привлечение денежных средств. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2019 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" с октября 2019 года Фонд не осуществлял размещение резерва, так как эта функция была передана Федеральному казначейству.
Доходы от поступления сумм штрафов, санкций и возмещение ущерба за нарушение законодательства Российской Федерации в Фонд - 210,2 млн. рублей, что на 26,7% меньше запланированных.
Капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 543,2 млн. рублей или 166,8% от предусмотренных планом, а добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 97,2 млн. рублей.
Комитет отмечает продолжающуюся тенденцию роста недоимки по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая увеличилась на 94,3 млн. рублей или на 1,1%. При этом недоимка по страховым взносам снизилась по отношению к начисленным страховым взносам с 7,2% в 2018 году до 6,7% в 2019 году или на 0,5 процентных пункта. Доля недоимки в общем объеме по страхователям, находящимся в процедуре банкротства составила 63,2%.
Объем средств, перечисленных бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы, составили 56,8 млрд. рублей, в том числе: перечисления средств федерального бюджета бюджету Фонда составили 39,5 млрд. рублей в связи с исполнением государственных функций и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов 3,3 млрд. рублей; межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования перечислены в сумме 13,98 млрд. рублей. В 2019 году были оплачены услуги по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности 1290,9 тыс. женщин, в период родов и послеродовый период - 1362,0 тыс. женщин, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни предоставлено 1 793,9 тыс. услуг. Остаток средств в сумме 1,5 млрд. рублей направлен в 2020 году на эти же цели.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили - 583,8 млрд. руб. (99,6% к показателям Закона).
На выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было направлено 570,2 млрд. рублей, что составило 97,7% от всех расходов Фонда по данному виду страхования (с увеличением к 2018 году на 5%). При этом расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по этому виду страхования составили 278,8 млрд. рублей (107,1% от бюджетных назначений и 100,6% к бюджетной росписи), что выше уровня 2018 года на 11%.
Относительно 2018 года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности в 2019 году увеличилось на 9,0 млн. дней, также увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,2 до 11,35 дней.
Расходы, связанные с материнством, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда, снизились по сравнению с 2018 годом на 0,1% и составили 291,0 млрд. рублей (93,4% к показателям Закона). Это обусловлено значительным снижением рождаемости на 138,7 тыс. человек по данным Росстата (или на 8,6%) по отношению к прогнозному показателю.
Расходы Фонда на выплату пособий по беременности и родам составили 115,2 млрд. рублей (93,6% от бюджетных назначений Закона и 98,6% к бюджетной росписи), при этом произошло увеличение среднедневного размера пособия на 75,13 рубля (1,9%), который составил 926,42 рубля.
Пособия по этому виду страхования в 2019 году были проиндексированы в 1,043 раза.
Расходы на оплату стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплату пособий на погребение произведены в объеме 0,48 млрд. рублей, что составляет 95% от бюджетных назначений. Средний размер пособия за 2019 год составил 6 450,91 рублей (с увеличением по сравнению с 2018 годом на 245,6 рублей).
Расходы, произведенные Фондом на выплату пособий за счет средств, передаваемых его бюджету из федерального бюджета, составили 4,9 млрд. рублей или 99,1% к плану, что на 21,6% больше чем в 2018 году и обеспечили 100% обратившихся за пособиями.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 100,6 млрд. рублей, что на 5% ниже показателей, утвержденных Законом и бюджетной росписью (по отношению к 2018 году расходы выросли на 6,8%). В том числе:
на оплату пособий по временной нетрудоспособности - 2,75 млрд. рублей или 95,5% от показателей Закона и бюджетной росписи, что выше показателей 2018 года на 6,9% (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 141,7 тыс. дней или 5,1%).
на единовременные страховые выплаты израсходовано 1,6 млрд. рублей или 88,8% от показателей Закона и бюджетной росписи, при этом, по сравнению с 2018 годом, расходы на выплаты снизились на 2,8%.
на обеспечение ежемесячных страховых выплат -58,5 млрд. рублей или 97,6% к показателям Закона и бюджетной росписи, что связано со снижением числа страховых случаев, при этом средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности остался без изменения - 40,6%.
В 2019 году продолжилась устойчивая тенденция последних лет по снижению численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Количество страховых случаев в 2019 году составило 39 533 случаев, снизилось на 0,7% по сравнению с 2018 годом.
Объемы финансирования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций пострадавших, обеспечения мер по сокращению производственного травматизма увеличились по сравнению с 2018 годом на 20,9% и составили 21,65 млрд. рублей или 88% от показателей Закона и бюджетной росписи.
В 2019 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности более 50% от числа пострадавших и получивших лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев за счет средств по этому виду страхования. Расходы на эти цели составили 753,8 млн. рублей, что на 7,9% больше чем в 2018 году.
Комитет отмечает, что в 2019 году до центров реабилитации, подведомственных Фонду, были доведены государственные задания на оказание услуг 1504 пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в объеме 1350,8 тыс. койко-дней, которые были исполнены соответственно на 99,7% и 99,6% (1499 человек и 1345,7 койко-дней).
На обеспечение предупредительных мер за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году было направлено 14,5 млрд. рублей или 84% от назначений, предусмотренных бюджетной росписью, что на 31,8% больше, чем в 2018 году.
В 2019 году 3 субъекта Российской Федерации (Брянская, Самарская и Ульяновская области) передали Фонду полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно.
Комитет отмечает, что на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, израсходованы средства в объеме 5,3 млрд. рублей или 99% от бюджетной росписи. Остаток средств, в сумме 54,3 млн. рублей (включая возврат неиспользованных средств в объеме 4,1 млн. рублей), используется на те же цели в 2020 году. Фондом было выдано 165,6 тысяч путевок, что на 11,4 тысячи путевок больше чем в 2018 году.
Сохраняется значительная очередность (на 1 января 2020 года -564,4 тысячи человек), а в целом обеспеченность санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан снизилась с 22,5% в 2018 году до 21,7% в 2019 году.
В 2019 году Фонд осуществлял полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в 84 субъектах Российской Федерации и в городе Байконуре (передали указанные полномочия 4 субъекта Российской Федерации: Брянская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области).
Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета и с учетом остатка неиспользованных средств в 2018 году (0,4 млрд. рублей) составили 28,7 млрд. рублей, что составляет 99% к показателям бюджетной росписи, при этом административные расходы составили 0,922 млрд. рублей.
Остаток средств на 1 января 2020 года составил 301,8 млн. рублей (за счет экономии в ходе конкурсных процедур и по причине расторжения отдельных государственных контрактов) и используется на те же цели.
Расходы на обеспечение деятельности органов управления Фонда в 2019 году составили 23,9 млрд. рублей или 97,4% от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, и 3,2% от общих расходов Фонда, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем в 2018 году.
Счетной палатой Российской Федерации отмечается низкое освоение бюджетных назначений на реализацию прикладных научных исследовательских работ в области социальной политики (4,7%), а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства подведомственным Фонду центров реабилитации (4,3%), В связи с этим предлагается внести изменения в нормативные правовые акты в части обязательного условия предоставления Фондом субсидий центрам реабилитации на осуществление капитальных вложений только при наличии утвержденной проектно-сметной документации (с возможностью выделения субсидии на изготовление проектно-сметной документации).
Комитет отмечает наличие проблем в работе Фонда, требующих решения в будущем:
требует совершенствования механизм финансового обеспечения и выдачи путевок льготным категориям граждан санаторно-курортным лечение и проезд к месту лечения и обратно;
необходимо усовершенствовать систему расчетов тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем приближения размеров тарифов к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве;
рассмотреть возможность изменения отдельных норм обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сторону их увеличения (ежемесячные выплаты на посторонний бытовой уход, на постоянный специальный медицинский уход, а также по оплате проезда к месту лечения и обратно в купейном вагоне) в условиях имеющегося профицита бюджета Фонда по этому виду страхования.
Недостоверной информации в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2019 год Счетной палатой Российской Федерации не выявлено.
Федеральным казначейством отчетность Фонда признана соответствующей установленным нормам в части объемов, форм и сроков предоставления.
В целом, на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств Фондом израсходовано 638,0 млрд. рублей, что составляет 86,4% от всех его расходов. Указанные расходы исполнены на 99,5% к Закону и увеличились в сравнении с 2018 годом на 5,0%.
В 2019 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств по двум видам обязательного социального страхования и отдельным государственным полномочиям.
В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год".
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.