Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 6 октября 2020 г. N 3.8-03/2965
на проект федерального закона N 962483-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 26 мая 2020 года и принят 23 сентября 2020 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда) за 2019 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 433-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 204-ФЗ (далее - Закон N 433-ФЗ).
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 2 123 987,9 млн. рублей, или 101,2% от утвержденного Законом N 433-ФЗ размера (2 098 026,8 млн. рублей). По сравнению с 2018 годом доходы увеличились на 228 063,6 млн. рублей, или на 12%.
Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 2 186 737,8 млн. рублей, или 99,8% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (2 190 182,9 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2018 годом на 198 195,6 млн. рублей, или на 10%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступил межбюджетный трансферт в объеме 78 981,8 млн. рублей (100% от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 13 978,9 млн. рублей (88,2% от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62 749,9 млн. рублей, который обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда. Остатки на конец 2019 года составляют 36 398,3 млн. рублей.
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2019 году составила 96,2%. Страховые взносы на ОМС в 2019 году поступили на общую сумму 2 042 974,9 млн. рублей, или 101,2% от утвержденного размера. По сравнению с 2018 годом объем их поступления вырос на 180 770 млн. рублей, или на 9,7%.
Численность лиц, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2018 года составила 146,3 млн. человек, из них: работающих - 66,4 млн. человек (45,4% от общей численности застрахованных), неработающих - 79,9 млн. человек (54,6%).
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2019 год составил 1 322 864,8 млн. рублей, или 101,8% от утвержденного объема. По сравнению с 2018 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 122 289,9 млн. рублей, или на 10,2%.
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2019 год составил 720 110 млн. рублей, или 100,1% от утвержденного годового объема (719 125,9 млн. рублей). По сравнению с 2018 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 58 480,0 млн. рублей, или на 8,8%. Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2019 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
Фактический размер страховых взносов на ОМС в расчете на одного застрахованного работающего гражданина в среднем по Российской Федерации в 2019 году составил 19 929,8 рублей, или 102,0% к уровню 2018 года (19 544,1 рублей), на одного застрахованного неработающего гражданина - 9 007,8 рублей, или 115,6% (7 789,1 рублей).
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) отмечает, что по состоянию на 1 января 2020 года совокупная задолженность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, а также по пеням и штрафам, зачисляемым в бюджет Фонда, составила 71,36 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с показателями на 1 января 2019 года на 1,79 млрд. рублей, при этом 53,9% всей суммы задолженности приходится на задолженность, образованную до 1 января 2017 года.
За 2019 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 78 981,8 млн. рублей, в том числе:
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 8 981,8 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 70 000 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,7%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (далее - субвенции).
В 2019 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 069 914,3 млн. рублей, что составляет 100,1% от утвержденного размера. По сравнению с 2018 годом субвенция увеличилась на 199 342,3 млн. рублей, или на 10,7%.
Счетная палата отмечает, что в составе субвенции на 2019 год были учтены дополнительные средства за счет средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) для бюджетов территориальных фондов в 2019 году для финансового обеспечения осуществления полномочий по софинансированию расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами ОМС, на оплату труда вновь принятых врачей и среднего медицинского персонала в размере 12 295 164,3 тыс. рублей. В 2019 году соглашения о предоставлении НСЗ заключены с 2 803 медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Медицинскими организациями по состоянию на 1 марта 2020 года использовано 3 079 173,7 тыс. рублей, полученных от территориальных фондов на оплату труда вновь прибывших в первичное звено здравоохранения медицинских работников (25,0% общего объема предоставленных средств в территориальные фонды на указанные цели). Фактически по состоянию на 1 января 2020 года прирост численности в отдельных медицинских организациях в субъектах Российской Федерации, получающих зарплату за счет средств НСЗ, составил 9 778 человек (56,5% планируемой Минздравом России потребности в 17,3 тыс. медицинских работников), в том числе 5 241 врачей (97,1% планируемой Минздравом России потребности в 5,4 тыс. врачей) и 4 537 специалистов со средним медицинским образованием (38,1% планируемой Минздравом России потребности в 11,9 тыс. средних медицинских работников).
Подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС на 2019 год установлен Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в размере 11 800,2 рубля на 1 застрахованное лицо (в 2018 году - 10 812,7 рубля на 1 застрахованное лицо).
В 2019 году в 39 субъектах Российской Федерации сохранялся дефицит финансового обеспечения территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, который без учета региональных особенностей составил 52,8 млрд. рублей (29,2% потребности в бюджетных ассигнованиях бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2019 год федеральными нормативами).
Наибольший размер дефицита финансового обеспечения территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (более 50,0% потребности) в 2019 году имели шесть субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия (63,2%), Республика Марий Эл (59,8%) Республика Дагестан (59,4%), Саратовская область (53,7%), Тамбовская область (51,1%), Забайкальский край (51,0%).
В 2019 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 100 798,8 млн. рублей, в том числе:
94 558,8 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС;
6 240,0 млн. рублей - дотация федеральному бюджету в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС.
В 2019 году ВМП оказана более чем 1 млн. пациентов.
На финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019 году перечислено по заявочному принципу 13 978,9 млн. рублей (88,2% от запланированного объема).
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2019 году составили 1 205,5 млн. рублей, или 91% от размера, утвержденного Законом N 433-ФЗ.
В 2019 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 9,9 млн. полисов, из них 4 млн. - электронные, 5,9 млн. - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
В 2019 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года, из нормированного страхового запаса Фонда направлено 8,7 млн. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2019 году составили 831,6 млн. рублей, или 98,2% к утвержденным объемам.
Счетная палата отмечает, что фактов недостоверной бюджетной и бухгалтерской отчетности не установлено. Бюджет Фонда исполнялся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, целями и задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, национальных проектах. Вместе с тем в ходе проверки Счетной палатой деятельности Фонда в 2019 году выявлены нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет - соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.