Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 6 октября 2020 г. N 3.8-03/2963
на проект федерального закона N 962479-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 26 мая 2020 года и принят Государственной Думой 23 сентября 2020 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон, по результатам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2019 году, утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 432-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 397-ФЗ (далее - Закон).
Бюджет Фонда за 2019 год исполнен по доходам в сумме 8 781,0 млрд. рублей (8,1% к ВВП), или 101,0% от прогнозируемых объемов, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 8 720,2 млрд. рублей, или 101,3% прогнозных поступлений.
Исполнение бюджета Фонда по расходам за 2019 год составило 8 627,1 млрд. рублей (8,0% к ВВП), или 99,0% к уточненной сводной росписи, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 8 564,3 млрд. рублей, или 99,2 процента.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 3 308,7 млрд. рублей, из них на компенсацию выпадающих доходов из федерального бюджета в бюджет Фонда поступило 54,6 млрд. рублей; на обязательное пенсионное страхование 1 065,2 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета в 2019 году в сумме всех доходов бюджета Фонда составили 37,7% против 39,1% в 2018 году, 44,6% в 2017 году. При этом 66,2% трансфертов из федерального бюджета направляются на обеспечение выплаты пенсий, пособий и других расходов, осуществляемых за счет федерального бюджета, и 33,8% - на обеспечение выплаты страховой пенсии (на обязательное пенсионное страхование и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда). В 2018 году это соотношение составляло соответственно 64,9% и 33,8%, в 2017 году 62,8% и 37,2%.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 3,3 млрд. рублей.
Общий объем профицита бюджета Фонда за 2019 год составил 153,9 млрд. рублей. По распределительной составляющей бюджет Фонда исполнен с текущим профицитом в сумме 155,9 млрд. рублей и с дефицитом по накопительной составляющей в сумме 2,0 млрд. рублей.
В целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год поступило 5 394,0 млрд. рублей, или на 9,0% больше фактических поступлений за 2018 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 102,5 процентных пункта.
По данным Федеральной налоговой службы России, коэффициент собираемости страховых взносов в 2019 году составил 100,6% (в 2018 году - 98,9%).
Поступившие в течение 2019 года страховые взносы обеспечили потребность Фонда на осуществление выплат страховой пенсии на 76,6% (в 2018 году - 73,4%, в 2017 году - 70,3%).
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что совокупная задолженность по страховым взносам перед бюджетом Фонда за 2019 год уменьшилась на 21,6 млрд. рублей (на 7,7%) и на начало 2020 года составила 259,0 млрд. рублей. Более 43% этой задолженности (56,8 млрд. рублей) приходится на неуплату начисленных взносов в фиксированном размере индивидуальными предпринимателями.
Число получателей пенсий на конец 2019 года составило 43 539,0 тыс. человек и уменьшилось за год на 339,0 тыс. человек. В том числе количество пенсионеров - получателей страховой пенсии 39 834,5 тыс., из них пенсионеров по старости 36 401,7 тыс., пенсионеров по инвалидности 2 048,8 тыс.; пенсионеров по случаю потери кормильца 1 384,1 тыс.; пенсионеров, получающих социальные пенсии, 3 206,0 тыс.
С 1 января 2019 года стоимость одного пенсионного коэффициента была увеличена на коэффициент, равный 1,0705, и установлена в размере 87 рублей 24 копеек. В связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента проведена корректировка размера страховых пенсий неработающих пенсионеров.
Также с 1 января 2019 года установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 5 334 рублей 19 копеек.
Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам составили 372,3 млрд. рублей.
С 1 апреля 2019 года осуществлена индексация на 2,0% (исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в Российской Федерации за 2018 год) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий. Расходы на индексацию составили 6,9 млрд. рублей.
Всего за 2019 год на индексацию (увеличение) пенсий было направлено 379,2 млрд. рублей.
С 1 августа 2019 года осуществлен перерасчет страховых пенсий на основании поступивших в 2018 году за застрахованное лицо страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии, или корректировке размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Расходы составили 11,3 млрд. рублей.
Рост страховых пенсий за 2019 год составил 6,4% к уровню 2018 года.
Средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2019 год на 915 рублей, или на 6,5%, и на конец 2019 года составил 15 100 рублей, при этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер ПМП в 1,7 раза и составил 15 041 рубль.
Средний размер страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам увеличился за 2019 год на 1 088,92 рублей, или на 7,6%, и на конец 2019 года составил 15 496,20 рублей.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2019 год на 202 рубля и составил на конец 2019 года 9 287 рублей, соотношение с величиной ПМП за 2019 год в размере 9 002 рубля составило 103,2 процента.
В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 февраля 2019 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 4,3 процента.
Материнский (семейный) капитал на 2019 год установлен в размере 453 026 рублей.
С 1 июля 2019 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 95 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" увеличился размер выплаты родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) с 5 500 рублей до 10 000 рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" произведена единовременная выплата в размере 10 000 рублей инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Общий объем расходов бюджета Фонда за 2019 год составил 8 627,1 млрд. рублей, из них 8 564,3 млрд. рублей - расходы распределительной составляющей бюджета Фонда.
Расходы на выплату страховых пенсий составили 7 020,6 млрд. рублей, или 99,8% к уточненной сводной росписи. Расходы на доставку составили 32,7 млрд. рублей, или 97,6% к уточненной сводной росписи.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ осуществляются за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В отчетном периоде Фонду переданы средства федерального бюджета в сумме 325,6 млрд. рублей. Территориальными органами Фонда в 2019 году выдано 626 509 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в том числе гражданам России, постоянно проживающими за пределами ее территории, 1 621 сертификат.
Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходования средств составило 950 406, в том числе на улучшение жилищных условий подано 644 158 заявлений; на оказание платных образовательных услуг - 206 838 заявлений; на формирование накопительной пенсии -676 заявлений; на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, - 102 заявления; на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка -98 632 заявления.
Кассовые расходы Фонда по исполнению федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" на предоставление материнского (семейного) капитала за 2019 год составили 291,5 млрд. рублей, или 89,6% к уточненной сводной росписи, в том числе по направлениям:
- на улучшение жилищных условий всего -270,4 млрд. рублей, из них:
176,7 млрд. рублей - на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья;
93,7 млрд. рублей - на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств;
- на получение образования детей - 12,7 млрд. рублей;
- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, - 3,8 млн. рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в 2019 году 8,4 млрд. рублей.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета, полученных Фондом в 2019 году на предоставление материнского (семейного) капитала, на формирование накопительной пенсии было направлено 146,6 млн. рублей.
На компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность, израсходовано 0,36 млрд. рублей или 145,6% утвержденного показателя. Компенсацию в 2019 году получили 8,96 тыс. пенсионеров и 83 члена их семей (в 2018 году -7,91 тыс. человек). Вместе с тем, Счетная палата Российской Федерации отмечает, что расчетный остаток средств на указанные выплаты по-прежнему превышает годовую потребность более чем в 5 раз и по состоянию на 1 января 2020 года составил 2,1 млрд. рублей.
В 2019 году расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов составили 110,1 млрд. рублей, что составляет 93,60% к назначенным по бюджету Фонда.
По накопительной составляющей бюджета Фонда доходы в 2019 году составили 60,8 млрд. рублей.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату накопительной пенсии, поступали в 2019 году в счет погашения задолженности по уплате указанных страховых взносов за период 2002 - 2013 годов, их сумма составила 335,1 млн. рублей, в том числе сумма пеней, штрафов и иных финансовых санкций в связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов на накопительную пенсию -96,7 млн. рублей.
В 2019 году в бюджет поступило 4,1 млрд. рублей дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Сумма доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений, а также доходов от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, составила 11,2 млн. рублей.
Доходы, полученные от временного размещения средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, составили 114,7 млн. рублей.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили 12,4 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета, поступившие на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", составили 4,7 млрд. рублей.
Расходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в 2019 году составили 62,9 млрд. рублей.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды осуществлена в сумме 45,4 млрд. рублей.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц составили 3,4 млрд. рублей.
Выплаты накопительной пенсии в отчетном периоде составили 832,3 млн. рублей, расходы на доставку -0,5 млн. рублей.
Расходы по срочной пенсионной выплате составили 580,1 млн. рублей, расходы на доставку -0,9 млн. рублей.
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений составила 12 208,6 млн. рублей, расходы на доставку -19,4 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2020 года доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществляется 17 управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, государственной управляющей компанией и 33 негосударственными пенсионными фондами.
Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2020 года составил 1 098,7 млрд. рублей, в том числе 915,7 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда за 2019 год подтверждает исполнение показателей бюджета и отсутствие недостоверных сведений и фактов нецелевого использования средств. Вместе с тем, отмечает ряд нарушений и недостатков при исполнении бюджета Фонда в 2019 году в сфере организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; ведения бюджетного учета.
Все социальные обязательства Фондом выполнены в сроки и в полном объеме.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет - соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.