Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1044451-7 "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В данном проекте федерального закона предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на повышение налогов на процентные доходы физических лиц, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) в иностранной валюте в российских банках, а также при переводе доходов в виде процентов, начисленных по вкладам (остаткам на счетах) в иностранной валюте в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций за пределы территории Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В законопроекте предлагается внести данные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях ослабления зависимости нашей страны от доминирующей роли доллара и другой иностранной валюты в финансово-банковской сфере страны.
Весной 2018 года Банк России принял стратегическое решение отказаться от доминирующей роли доллара в своих золотовалютных ресурсах и в 2019 году сделал несколько заявлений о том, что зависимость России от иностранной валюты снижается, задача по "дедолларизации" российской экономики, поставленная Президентом Российской Федерации, выполняется. Тогда Банк России сократил долю доллара в два раза, переведя около 100 млрд. долларов в активы в евро, китайских юанях и японских иенах. На середину 2019 года в долларах было размещено 24% международных валютных резервов (автор И. Ткачев, журнал "Экономика", март 2020 г.).
В выпуске "Обзор рисков финансовых рынков" Банка России за февраль 2019 года отмечается, что "девалютизация проходит в целом умеренными и сбалансированными темпами". Приводятся данные по состоянию на 1 февраля 2019 года: активы банковского сектора России в иностранной валюте составили 309,5 млрд. долларов США, что на 4,9% ниже показателя 1 февраля 2018 года. Валютные обязательства банковского сектора также снизились почти на 5% и составляют 310,9 млрд. долларов.
В то же время, по данным Банка России, по состоянию на 1 февраля 2020 года активы банковского сектора России в иностранной валюте составили более 418 млрд. долларов США, что на 34,4% выше показателя 1 февраля 2019 года. Валютные обязательства банковского сектора также повысились и составляют более 481,47 млрд. долларов. Данные факты свидетельствуют о том, что практически Банк России с ноября 2019 года приостановил действия по дедолларизации международных валютных резервов. Данная политика Банка России в дальнейшем может привести к тому, что от рубля все будут бежать в более крепкие и растущие валюты, что сегодня и происходит все в больших масштабах и темпах.
Доля валютных депозитов в общем объеме всех средств, размещаемых на депозитах кредитных организаций всеми категориями вкладчиков (небанковские финансовые организации, нефинансовые организации, органы государственного управления и физические лица) в 2017 году составляла 28,1%; в 2018 году - 25,9%; 2019 году - 27,3 процентных пункта.
По факту долларизация страны продолжает расти и в 2020 году. Наглядно данный факт проявляется растущим спросом на иностранную валюту. За последние три года наличная денежная масса в виде иностранных денежных знаков составляла на 1.01.2017 года - 53,88 млрд долларов, а к 1 января 2019 года данный показатель составил уже более 83,88 млрд. долларов.
Приводимая структура наличной денежной массы в Российской Федерации ярко показывает, что происходит экспансия наличной иностранной валюты
Год, на 1 января |
Наличная иностранная валюта, млрд долл. |
Наличная рублевая масса, млрд руб. |
Наличная рублевая масса в валютном эквиваленте, млрд долл. |
Суммарная наличная денежная масса, млрд долл. |
Доля наличной иностранной валюты в суммарной наличной денежной массе, в % |
2001 |
47,66 |
418,9 |
14,88 |
62,54 |
76,2 |
2008 |
24,65 |
4 124,2 |
167,98 |
192,63 |
12,8 |
2017 |
53,88 |
7 714,8 |
127,17 |
181,05 |
29,8 |
2018 |
73,56 |
8 446,0 |
146,63 |
220,19 |
33,4 |
2019 |
83,88 |
9 939,0 |
143,06 |
226,94 |
37,0 |
Приведенные статистические данные Банка России показывают, что объемы наличной иностранной валюты в суммарной наличной денежной массе в стране за период с 2008 года по 2020 год увеличились в три раза, с минимальной доли в 2008 году - 12,8% до 37% в 2019 году.
Банк России комментируя чистый отток частного капитала из страны объясняет, что значительная часть оттока частного капитала это скупка наличной валюты российскими резидентами. Действительно, с экономической точки зрения это специфическая форма экспорта капитала. Но данный экспорт капитала осуществляется в интересах эмитентов иностранной валюты - ФРС США, Европейского центрального банка, Банка Англии и др. зарубежных центральных банков.
Обращение иностранной валюты на территории страны размывает национальный суверенитет, ослабляет устойчивость рубля, и в конечном счете, нарушает Конституцию страны.
В пункте 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплено, что "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.".
Статистика Банка России фиксирует только объемы иностранных денежных знаков, которые выдаются банками Российской Федерации через их кассы. В то же время существует контрабанда валюты, которая не учитывается в статистике Банка России. В России никаких экспертных оценок валюты, попавших в страну по контрабандным каналам, не имеется. В то же время, за рубежом такие оценки имеются.
По американским данным, если верить им, в России объем наличных долларов составляет, как минимум,- 500 млрд долларов, треть ВВП России. При этом американские эксперты отмечают, что доллары в Россию поступают по контрабандным каналам.
По оценкам Европейского Центробанка из 350 млрд наличных знаков в евро, обращающихся за пределами территории Евросоюза, 20 процентов или 70 млрд наличных евро приходится на Россию, (источник. "Царьград" .https ://tsargrad.tv/.)
Учитывая наличие валютной контрабанды, можно предположить, что в настоящее время объем наличных иностранных денежных знаков, хранящихся и обращающихся в России, как минимум равен наличной рублевой денежной массе.
В связи с этим, напрашивается вывод о том, что Банк России приостановил выполнение задачи по "дедолларизации" в финансово-банковской сфере страны, поставленной Президентом Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в последние годы наметилась тенденция нарастания бегства российских граждан в наличную валюту, о чем свидетельствуют данные Банка России: они выросли с 1,4 млрд долларов на 1 января 2015 года до 31,2 млрд долларов по данным на 1 сентября 2018 года. Банк России после этой даты перестал публиковать данные об объемах обращения наличной иностранной валюты в стране.
Ряд экспертов отмечают, что нынешние темпы накопления наличной долларовой массы обусловлены возможной подготовкой Банка России и коммерческих банков, бизнеса и граждан к новому этапу санкций со стороны США и стран Евросоюза либо выполнением внешних обязательств и требований вопреки интересам России.
В дополнение к настоящему законопроекту подготовлен еще законопроект о возложении на Банк России и Правительство Российской Федерации задачи по разработке Стратегии валютной политики Российской Федерации, призванной обеспечить реализацию конституционной нормы об установлении монопольной эмиссии российского рубля на территории страны.
Учитывая вышеизложенное в законопроекте предложено внести следующие изменения в статьи 214.2 и 224 НК РФ, направленные на "дедолларизацию" финансово-кредитной сферы страны:
1) пункт 1 статьи 214.2 изложить в следующей редакции:
"1. В отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам (остаткам на счетах) в иностранной валюте исходя из 0 процентов годовых, если иное не предусмотрено настоящей главой.".
В новой редакции пункта 1 статьи 214 НК при определении налоговой базы предлагается из процентов, начисленных на вклады по договору вклада в иностранной валюте в российском банке вычесть 0 процентов вместо 9 процентов, указанных в ныне действующей норме.
2) статью 224 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"При переводе процентных доходов с вкладов (остатков на счетах) в иностранной валюте в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций за пределы территории Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов, если иное не предусмотрено настоящей главой.".
Реализация обращения к нации Президента Российской Федерации 25 марта 2020 года по принятию законодательных мер по установлению налоговой ставки НДФЛ в размере 15 процентов с процентных доходов по валютным вкладам и дивидендов от участия в российских организациях в случаях вывода их за пределы территории Российской Федерации, несомненно позволит Правительству Российской Федерации и Банку России усилить меры и темпы "дедолларизации" экономики на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации" по вопросам налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках и дивидендов от участия в российских организациях, не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.