Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 1046036-7 "О Конституционном Собрании Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Принятие Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации" предусмотрено действующей Конституцией Российской Федерации. Статья 135 говорит о том, что если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание: оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Проект Конституции принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование.
Указание в Конституции РФ на Конституционное Собрание и необходимость определения порядка его созыва федеральным конституционным законом означает, что такой нормативный акт должен быть принят. В противном случае это означало бы необязательность исполнения предписаний Основного Закона страны, что недопустимо.
В связи с этим трудно признать корректными существующие высказывания о том, что принятие закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации", якобы, не может состояться при отсутствии законодательной инициативы по изменению глав 1 и 2 Конституции РФ.
С момента принятия Конституции РФ в Государственную Думу было внесено шесть законопроектов о Конституционном Собрании, однако ни один из них принят не был.
Все они были направлены на снижение роли принципа выборности при формировании Конституционного Собрания. Между тем, Конституционное Собрание - это особый орган с уникальной компетенцией, это институт высшей (учредительной) власти, который способен переформатировать политическое, экономическое, социальное пространство, изменить существующую модель общественного и государственного устройства, направить страну на новый путь развития.
Во фракции КПРФ Государственной Думы Российской Федерации подготовлен проект федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации". Проект разработан в полном соответствии с положениями Конституции РФ, содержит нормы о созыве Конституционного Собрания, о полномочиях Конституционного Собрания и его членов, устанавливает порядок работы Конституционного Собрания.
Предполагается, что Конституционное Собрание будет состоять из 335 членов. В его состав, согласно законопроекту, войдут три категории лиц: десять - по должности, 225 - по избранию и 100 - по назначению. Членами Конституционного Собрания по должности будут являться: Президент, Председатель Государственного Совета, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель Правительства, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Членами Конституционного Собрания по назначению станут ведущие юристы, представители общероссийских общественных и религиозных объединений, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации.
Членами Конституционного Собрания по избранию могут быть граждане, избранные на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Члены Конституционного Собрания будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в члены Конституционного Собрания по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Включение в законопроект положений, детально определяющих порядок работы Конституционного Собрания, позволит этому органу в случае созыва не тратить время на разработку своего регламента, а безотлагательно приступить к рассмотрению конституционных вопросов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" в целях реализации положений статей 134-135 Конституции РФ не приведет к сокращению доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Отсутствие бюджетных расходов связано с тем, что только в случае созыва Конституционного Собрания возникают затраты на организацию и обеспечение работы созываемого органа. Данные затраты покрываются исключительно за счет средств федерального бюджета, поскольку Конституционное Собрание является федеральным конституционным органом.
В соответствии со статьей 135 Основного закона Конституционное Собрание созывается лишь после того, как Государственная Дума и Совет Федерации поддержат внесенное ими предложение о пересмотре положений глав 1, 2, и 9 Конституции Российской Федерации. Поэтому финансово-экономическое обоснование деятельности Конституционного Собрания необходимо делать лишь в связи с рассмотрением проекта новой Конституции в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации"
Принятие федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания";
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;
3) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
4) Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";
5) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ;
6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
7) Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении";
8) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
9) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";
10) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
11) Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ;
12) Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
13) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
14) Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации";
15) Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации";
16) Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации";
17) Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.