Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1044395-7 "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 21-П (далее - Постановление).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении признал взаимосвязанные положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом положений статей 131 и 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных потерпевшим (частным обвинителем) на оплату услуг представителя (адвоката) по уголовному делу частного обвинения, прекращенному за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния.
УПК не содержит специальных предписаний о порядке возмещения судебных расходов потерпевшего, связанных с выплатой вознаграждения его представителю, в том числе о субъекте, на котором лежит данная обязанность в случае прекращения уголовного дела частного обвинения в виду декриминализации деяния. В связи с этим статьи 15 и 1064 ГК допускают взыскание указанных расходов в гражданском процессуальном порядке с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
В Постановлении отмечено, что возложение в порядке гражданского судопроизводства на лицо, в отношении которого уголовное преследование прекращено в связи с декриминализацией деяния, обязанности возместить в полном объеме расходы частного обвинителя на представителя в уголовном деле ставит такое лицо в худшее положение по отношению к осужденному по делу частного обвинения, с которого такие же расходы взыскиваются в качестве процессуальных издержек лишь в разумных пределах.
Декриминализация деяния в соответствии с положениями части четвертой статьи 133 УПК реабилитирующим основанием для прекращения уголовного дела не является.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 декабря 2017 г. N 39-П указал, что прекращение уголовного преследования и уголовного дела не означает освобождение лица от иных негативных последствий совершенного деяния, - в силу публичного характера уголовно-правовых отношений введение уголовно-правовых запретов и ответственности за их нарушение, равно как и установление правил освобождения от уголовной ответственности и наказания, является прерогативой государства.
Применение нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, не связано с оценкой правомерности имевшего место уголовного преследования как процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК), и не предопределяет ее, а прекращение уголовного преследования - хотя и со ссылкой на пункт 2 части первой статьи 24 УПК (отсутствие в деянии состава преступления) - не порождает у подозреваемого или обвиняемого права на реабилитацию и не свидетельствует ни о законности и обоснованности выдвинутых обвинений, ни о восстановлении его чести и доброго имени.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 октября 2018 г. N 36-П, суд, в производстве которого находится возбужденное уголовное дело частного обвинения, обязан выяснить позицию обвиняемого относительно прекращения данного уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, и только при наличии его согласия вправе прекратить уголовное дело. В случае, если обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела по данному основанию, суд обязан рассмотреть дело по существу и, исследовав имеющиеся доказательства, либо постановить оправдательный приговор, либо прекратить уголовное дело. Следовательно, если подозреваемый, обвиняемый не возражает против прекращения уголовного преследования, нет оснований считать его права и законные интересы нарушенными.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в статью 132 УПК, в соответствии с которыми процессуальные издержки взыскиваются с лиц, в отношении которых уголовное дело прекращено по основаниям, не влекущим возникновения права на реабилитацию, а в случае прекращения уголовного дела частного обвинения при декриминализации деяния расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование, в порядке и размерах, установленных в соответствии с частью четвертой статьи 131 УПК.
Согласно пункту 1.1 части второй статьи 131 УПК суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, относятся к процессуальным издержкам. Частью четвертой статьи 131 УПК закреплено, что порядок и размеры возмещения процессуальных издержек устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 утвержден порядок и размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации (далее - постановление N 1240). Положения, касающиеся порядка выплаты и размеров сумм, причитающихся потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, в постановлении отсутствуют. В связи с этим для реализации законопроекта предполагается внесение изменений в постановление N 1240, предусматривающих размер и порядок выплаты соответствующих сумм.
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит привести положения УПК в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минюст России.
Соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня вступления в силу соответствующего федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.