Заключение Счетной палаты РФ от 6 августа 2020 г. N ЗСП-151/03-01
на проект федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 13 июля 2020 г. N 274).
Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или сжиженных углеводородных газов применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или сжиженных углеводородных газов.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
1. Пунктом 5 статьи 2 законопроекта устанавливаются переходные положения для производителей спиртных напитков, производимых по технологии полного цикла, в части индексации коэффициента Кв с 2023 года с учетом инфляции. Законопроектом предусмотрена индексация коэффициента Кв в размере 3 процентов.
Вместе с тем в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, направленным Министерством экономического развития Российской Федерации в адрес главных администраторов бюджета в целях подготовки уточненной оценки поступления доходов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, уровень инфляции с 2021 года предусмотрен в размере 4 процентов.
В этой связи полагаем целесообразным привести размер индексации коэффициента Кв в соответствие с ожидаемыми параметрами социально-экономического развития Министерства экономического развития Российской Федерации.
2. Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом при условии введения ими в эксплуатацию новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ после 1 января 2022 года (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, в размере не менее 65 млрд. рублей, по заключенному до 1 января 2023 года с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.
При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд. рублей законопроектом предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 года.
Вместе с тем в материалах к законопроекту отсутствует обоснование предложенного необходимого минимального размера инвестиций (65 млрд. руб.) в объекты основных средств для заключения соответствующего соглашения с Минэнерго России, а также обоснования для применения индексации к ставке акциза на СУГ с 1 января 2024 года в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ (более 110 млрд. рублей).
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту суммы ожидаемого к возмещению из федерального бюджета акциза, обусловленного применением с 1 января 2022 г. "обратного" акциза на этан и СУГ, в 2022 - 2024 годах составят 93,4 млрд. рублей.
Вместе с тем оценить объем заявленных расходов федерального бюджета на данном этапе не представляется возможным, в связи с отсутствием данных и показателей, служащих основанием для проведения расчета.
3. Законопроектом в статью 179.7 Налогового кодекса Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие исключение из условий получения свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, требования об отсутствии фактов не выполнения им соглашения (подпункт "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта), а также исключение положений об утверждении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, состава и порядка представления сведений о заключенных (расторгнутых) соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, об организациях, которые не выполняли соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствующем календарном году (подпункт "и" пункта 4 статьи 1 законопроекта).
При этом обоснования исключения указанных положений из числа обязательных требований не представлено.
4. В части введения инвестиционной надбавки для нефтеперерабатывающих заводов (Кинв), подлежащей применению при определении суммы акциза на нефтяное сырье, подлежащей вычету, следует отметить, что обоснование формулы расчета, а также включения конкретных показателей в формулу указанного коэффициента, их влияние на объем расходов федерального бюджета в материалах к законопроекту отсутствует.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация положений законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации в размере 254,4 млрд. рублей только на возмещение из федерального бюджета, обусловленное применением вычетов сумм исчисленного акциза с повышающим коэффициентом в отношении этана, направляемого на переработку в продукцию нефтехимии, и СУГ и на возмещение нефтеперерабатывающим предприятиям "обратного" акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, с применением с 1 июля 2020 года дополнительного инвестиционного коэффициента при цене на нефть 30 долларов США за баррель и курсе 77,5 рублей за доллар США.
При этом источники компенсации дополнительных расходов федерального бюджета в материалах к законопроекту не отражены.
На основании изложенного законопроект требует доработки ко второму чтению.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.