Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается отнести к подакцизным товарам этан и сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) (проектируемые подпункты 19 и 20 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), одновременно представив переработчикам этана и СУГ право на налоговый вычет по акцизу с повышающим коэффициентом при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию (проектируемые пункты 32 и 33 статьи 200 НК РФ).
Для организаций, перерабатывающих (направляющих на переработку) нефтяное сырье, законопроектом устанавливается дополнительная инвестиционная надбавка в целях получения налогового вычета по акцизу при условии заключения ими до 01.07.2021 года с Минэнерго России инвестиционного соглашения о создании новых мощностей (увеличении действующих мощностей) по глубокой переработке нефтяного сырья (проектируемые пункты 27.1 и 27.2 статьи 200 НК РФ)
Для реализации прав налогоплательщиков акциза на получение вычета с повышающим коэффициентом (инвестиционной надбавкой) законопроект предусматривает изменение редакции статьи 179.7 НК РФ и вводит две новые статьи - 179.8 и 179.9.
Кроме того, законопроектом скорректировано в целях обложения акцизом определение средних дистиллятов (подпункт 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ) и дополнен перечень видов деятельности, при осуществлении которых выдается свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (статья 179.2 ГНК РФ); уточнен механизм расчёта применяемых при определении ставки налога на добычу нефти коэффициента Кц, характеризующего динамику мировых цен на нефть и показателя , характеризующего особенности добычи нефти (подпункт 9 пункта 2, пункт 3 статьи 342 НК РФ).
К законопроекту имеется ряд замечаний правового и редакционного характера.
Полагаем, что установление инвестиционной надбавки, предусмотренной законопроектом, предоставляет возможность отдельным налогоплательщикам получить возмещение по налогу в большем размере, чем ими произведена уплата налога, что по своей природе более является финансированием, чем налогообложением, не согласующимся ни с налоговым, ни с бюджетным законодательством.
Дополнение, внесенное в статью 179.2 НК РФ, предполагающее выдачу свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема-геля на гелевой основе, не согласуется с содержащимся в подпункте 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ определением спиртосодержащей непищевой продукции как растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде.
Проектируемые положения статей 179.7, 179.8 и 179.9 НК имеют ряд противоречий и несогласующихся между собой норм.
Так, проектируемый абзац четвертый пункта 5.1 статьи 179.7 НК РФ содержит ссылку на срок, указанный в пункте 5.4 статьи 179.7 НК РФ, в то же время из содержания этого пункта не ясно, о каком сроке идет речь; содержащийся в абзаце десятом пункта 5.4 статьи 179.7 НК РФ запрет на внесение изменений в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей устанавливает неопределенную дату, с которой не допускаются изменения, что не позволяет использовать эту норму в качестве устанавливающей какой бы то ни было срок как применительно к абзацу четвертому пункта 5.1 статьи 179.7 НК РФ, так и применительно к абзацу десятому пункта 5.4 статьи 179.7 НК РФ.
Проектируемый подпункт 4 пункта 5.3 статьи 179.7 НК РФ, признающий соглашение неисполненным, если первоначальная стоимость объектов основных средств, включенных в соглашение и введенных в эксплуатацию в период с 1 июля 2014 года по 1 января 2024 года, оказалась менее 60 миллиардов рублей, не согласовывается с абзацем третьим подпункта 5.4 той же статьи, определяющим соглашение как частичное выполненное, если сумма фактически оплаченных и документально подтвержденных затрат, непосредственно связанных с созданием объектов основных средств, включенных в соглашение, превысила 40 миллиардов рублей.
Проектируемые нормы пунктов 5.3 статьи 179.7, 8 статьи 179.8, 8 статьи 179.9 НК РФ, устанавливающие в качестве одного из признаков неисполнения соглашений принятие решения о реорганизации организации, заключившей соглашение, носят немотивированно ограничительный характер с учетом того, что, как следует из текста указанных норм, неисполненным в этом случае может быть признано и фактически исполненное соглашение.
Условие о недопустимости внесения изменений в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей (абзац четвертый пункта 5.1, абзац десятый пункта 5.4 статьи 179.7 НК РФ) и в соглашение о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии (абзац пятый пункта 6 статьи 179.8 НК РФ, абзац второй пункта 6 статьи 179.9 НК РФ) (далее- соглашения), представляется недостаточно определенным, так как не учитывает возможное наступление обстоятельств, как зависящих, так и не зависящих от воли налогоплательщика (например, досрочное выполнение мероприятий, предусмотренных соглашением; увеличение стоимости строительства (модернизации), вызванное проектировочными или строительными решениями; изменение условий строительства, в том числе природных; изменения, происходящие в экономике и в финансовой сфере и т.п.), влекущих необходимость изменения соглашений.
Предусматриваемые подпунктами 5 пункта 16 статьи 179.7, 3 пункта 18 статьи 179.8, 3 пункта 18 статьи 179.9 НК РФ положения об аннулировании (в случае наступления обстоятельств, при которых соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей или о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии, считаются неисполненными) действия свидетельств с даты начала их действия безотносительно установленных для акциза налоговых периодов, одновременно обязывающие налогоплательщика уплатить в бюджет суммы акциза, неуплаченные в связи с применением налоговых вычетов, а также суммы, возмещенные в связи с применением налоговых вычетов, за все время действия свидетельства, представляются чрезмерно обременительными и значительно ухудшающими положение налогоплательщика с учетом того обстоятельства, что такое неисполнение всегда будет обозначено определенным моментом, до которого применение налоговых вычетов было обусловлено осуществлением соответствующей деятельности и исполнением соглашения.
Обращаем внимание, что действующим подпунктом 5 пункта 16 статьи 179.7 НК РФ установлен порядок, при котором применительно к рассматриваемой ситуации действие свидетельства аннулируется с 1 января года, для которого установлен факт невыполнения соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и (или) в котором соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей расторгнуто, что более соответствует принципам экономической обоснованности и фактической способности налогоплательщика к уплате налога, закрепленным в статье 3 НК РФ.
В отношении проектируемой редакции подпункта 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ, предусматривающей удаление из числа исключений из средних дистиллятов, являющихся объектом обложения акцизами, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, считаем необходимым отметить, что исключение перечисленных видов нефтяного сырья из средних дистиллятов было произведено Федеральным законом от 30.07.2019 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ). В данной редакции указанная норма действует, согласно статье 2 Закона N 255-ФЗ, с 01.04.2020 года. Предлагаемое изменение подпункта 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ приведет к отнесению указанных товаров к средним дистиллятам, а, соответственно, признанию их подакцизными товарами и обложению акцизом, что, с учетом непродолжительного действия названной нормы в редакции Закона N 255-ФЗ, может создать, в том числе, затруднения в правоприменительной практике.
Отмечаем также, что реализация проектируемой части 3 статьи 2 законопроекта, устанавливающей, что положения подпункта 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ, предусматривающие исключение из определения средних дистиллятов иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений, не применяются с момента вступления в силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (а именно с 01.01.2018 года) в отношении продуктов, произведенных и реализованных (переданных собственнику давальческого сырья) российскими организациями, в случае, если по таким продуктам был исчислен акциз в отношении средних дистиллятов при совершении операций в соответствии с подпунктом 1 или подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 НК РФ, может ухудшить положение налогоплательщиков, имеющих право в рассматриваемой ситуации представить уточненную налоговую декларацию исходя из того, что ими были совершены операции с неподакцизными товарами.
В силу положений пункта 2 статьи 5 НК РФ придание обратной силы нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, недопустимо.
Кроме того, следует учитывать, что, поскольку акциз является косвенным налогом, то предлагаемое изменение законодательства может привести к нестабильности гражданских правоотношений соответствующих налогоплательщиков с их контрагентами.
Также обращаем внимание на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 года N 137-О-П, указывающее на необходимость сохранения разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также установление такого переходного периода, который позволял бы исключить противоречивое истолкование нового налогового регулирования правоприменительными органами.
Проектируемая редакция пункта 9.1 статьи 193 НК РФ, предусматривающая применение коэффициентов , в значении, определенном для второго месяца, предшествующего месяцу налогового периода, в порядке, установленном пунктом 27 статьи 200 НК РФ, не согласовывается с данной нормой, поскольку она предусматривает постоянное значение коэффициента , равное 0,7 на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года включительно и 0,65 начиная с 01.01. 2020 года.
Исключение из измененной редакции пункта 19 статьи 179.7 НК РФ нормы о составе и порядке представления сведений, присутствующей в действующей редакции, представляется неясным.
Редакция пункта 24 статьи 200 НК РФ содержит неверную отсылочную норму к подпункту 30 пункта 1 статьи 182 НК РФ. По смыслу пунктов 23 и 24 статьи 200 НК РФ, а также пунктов 30 и 31 статьи 182 НК РФ, в пункте 24 статьи 200 НК РФ должна содержаться отсылка к подпункту 31 пункта 1 статьи 182 НК РФ.
Содержащаяся в пункте 3 статьи 3 законопроекта формулировка "но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования" является излишней с учетом вступления в силу пункта 18 статьи 1 проекта федерального закона с 1 января 2022 года.
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.