Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 9 сентября 2020 г. N 3.25-5/153)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, по которому является соисполнителем, и сообщает следующее.
Законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом также предусмотрен дополнительный инвестиционный коэффициент, увеличивающий размер "обратного акциза" на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, осуществляющих инвестиции в объекты глубокой переработки нефтяного сырья.
В свою очередь, Комитет по энергетике обращает внимание, что согласно законопроекту создание стимулирующих налоговых условий предполагает введение налоговых вычетов по акцизам с повышающим коэффициентом. Применение данных вычетов возможно только при наличии свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана или сжиженных углеводородных газов (далее - Свидетельства), выдаваемого при выполнении одного из следующих условий:
1) с 1 января 2022 года введены новые мощности по переработке этана или СУГ не менее 300 тыс. тонн в год;
2) до 1 января 2023 года заключено соглашение о создании новых мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии (далее - Соглашение) при этом стоимость объектов основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 2022 г. по 2027 г., составляет не менее 65 млрд руб.
Несмотря на то, что этан является наиболее эффективным сырьем для производства этилена (в целях максимизации выпуска продукции требуется меньшее количество сырья), новые масштабные капиталоемкие производства мощностью по сырью не менее 600 тыс. тонн в год в случае наличия инфраструктурных ограничений специально проектируются с учетом возможного частичного замещения этана, в качестве входящего сырья, на СУГ.
Таким образом, ограничение на стимулирование проектов переработки СУГ объемом не менее 300 тыс. тонн в год, не принимая во внимание совокупного объема входящего сырья, не позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов нефтегазохимического комплекса, что, в свою очередь, может привести к отказу от принятия инвестиционных решений по строительству новых высокотехнологичных перерабатывающих мощностей.
Предлагается дополнить законопроект положением, предусматривающим возможность получения организацией переработчиком Свидетельств по переработке этана и СУГ, при условии ввода новых производственных мощностей проектной мощностью по сырью в совокупности не менее 600 тысяч тонн в год этана и СУГ.
В настоящее время одним из наиболее эффективных механизмов государственной поддержки отрасли газопереработки является инструмент регионального инвестиционного проекта (далее - РИП), основные параметры которого определены в статье 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
РИП направлен на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, которые будут стимулировать образование новых промышленных предприятий и высокотехнологичных производств за счет применения пониженных ставок налога на прибыль для участников РИП.
В абзаце 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ оговорено, что РИП не может быть направлен на производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Таким образом, включение этана и СУГ в подакцизные товары автоматически накладывает запрет на применение инструмента РИП для газоперерабатывающих заводов, производящих этан или СУГ.
Для недопущения создания дополнительных ограничений применения РИП и, как следствие, снижения инвестиционной привлекательности газоперерабатывающей отрасли, в законопроект необходимо внести изменения, предусматривающие возможность применения РИП при производстве таких подакцизных товаров, как этан и СУГ.
Помимо вопросов акцизного обложения, законопроект также изменяет порядок расчета ставки НДПИ на нефть. Так, законопроектом предлагается обнулять коэффициент Кц, используемый при расчете ставки НДПИ на нефть, в случае если цена нефти "Юралс" за налоговый период окажется ниже 15 долл./барр. Как следствие, при ценах ниже указанного уровня налогоплательщики будут вынуждены вместо применения нулевой ставки, предусмотренной действующей редакцией НК РФ, уплачивать НДПИ в размере дополнительного слагаемого Кк (428 руб./т). В условиях текущей макроэкономической ситуации повышение налоговой нагрузки станет еще одним фактором, негативно влияющим на финансовую устойчивость российских нефтяных компаний и бюджетные поступления. Предлагается исключить положения об обнулении коэффициента Кц в случае понижения цены на нефть.
Также необходимо уточнение отдельных положений законопроекта в целях обеспечения упрощения администрирования и налогового контроля, устранения неопределенностей в формулировках, которые могут привести к невозможности применения стимулов добросовестными налогоплательщиками.
Законопроектом предусмотрен различный режим стимулирования инвестиций в нефтехимию и нефтепереработку. Так, в отношении инвестиционных проектов в нефтепереработке повышенный коэффициент к обратному акцизу не предоставляется по проектам реконструкции / модернизации существующих основных средств нефтеперерабатывающих заводов, даже в тех случаях, когда реконструкция / модернизация направлены на увеличение мощности действующих производств и являются капиталоёмкими проектами. При этом в отношении нефтехимических производств данная возможность законопроектом предусмотрена. Целесообразным видится обеспечение возможностью получения повышающего коэффициента к ставке обратного акциза в случаях реконструкции и модернизации объектов, увеличивающих мощность действующих нефтеперерабатывающих производств.
Законопроект предлагает ограничительно толковать понятие "оплаченные затраты" по проекту, не допуская включения в него авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, что также сокращает возможности налогоплательщиков, понесших реальные затраты по строительству (реконструкции, модернизации) объектов глубокой переработки нефтяного сырья, претендовать на получение налоговых стимулов в виде повышающего коэффициента к ставке обратного акциза. Предлагается расширить понятие "оплаченные затраты" с учетом фактически выданных на оплату авансов, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией).
Необходимо также обратить внимание на существующую в законопроекте неопределённость в части возможности получения организацией - переработчиком одновременно Свидетельства по переработке этана и Свидетельства по переработке сжиженных углеводородных газов при заключении одного соглашения.
С учетом того, что аннулирование Свидетельства может быть не связано с уклонением от обязанности по уплате "демпфера", предлагается не ограничивать возможность его повторного получения в случае, если повторное заявление на получение свидетельства подается в том же периоде, когда аннулировано ранее действовавшее. Это позволит защитить бюджет и не создаст риски невозможности получения свидетельства добросовестными налогоплательщиками.
Текущая редакция законопроекта также предусматривает, что установки, включенные в соглашение о модернизации по состоянию на 1 октября 2020 года, не могут быть включены в инвестиционное соглашение. С учетом необходимости дальнейшего принятия подзаконных актов, корректирующих условия соглашения о модернизации, компании фактически лишаются возможности своевременно (до 1 октября 2020) внести изменения в действующие соглашения о модернизации в части перечня установок. Предлагается рассмотреть возможность переноса срока отсечения по перечню установок с 1 октября 2020 года на 1 июля 2021 года.
Для того, чтобы получить право на повышающий коэффициент к обратному акцизу на нефтяное сырье, необходимо среди прочих условий осуществить финансирование капитальных вложений в объекты глубокой переработки нефтяного сырья до 01.01.2023. В текущих макроэкономических условиях нефтяные компании вынуждены пересматривать сроки освоения ранее согласованных бюджетов на капитальное строительство, в силу чего по ряду объектов завершить финансирование в период до 01.01.2023 сложно по объективным причинам - существенные колебания цены на нефть, падение спроса в условиях пандемии коронавируса, сдерживание добычи в рамках соглашения ОПЕК+ и вызванные ими сокращения инвестиционных источников для финансирования в том числе проектов в области нефтепереработки. С учетом изложенного предлагается продлить период финансирования до 01.01.2024 объектов капитальных вложений в целях получения повышающего коэффициента к обратному акцизу. Одновременно с этим предлагается актуализировать иные взаимосвязанные сроки, продлив их на 1 календарный год (срок заключения соглашения с 01.07.2021 на 01.07.2022, срок применения инвестиционной надбавки с 01.01.2031 на 01.01.2032, срок, до которого должны быть введены в эксплуатацию основные средства в размере 50 млрд рублей с 31.12.2026 на 31.12.2027).
Законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик не может получить право на повышающий коэффициент к обратному акцизу на нефтяное сырье в случае, если сумма налоговых баз, определенных для налоговых периодов, начавшихся в 2019 году, в отношении нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, оказалась менее 3 млн тонн. Данная норма может привести к невозможности применения налоговых стимулов в виде повышающего коэффициента к ставке обратного акциза добросовестными налогоплательщиками, в случае изменения бизнес-схемы после 2019 года, например, при переходе на давальческую схему или наоборот. Предлагается условие по переработке 3 млн тонн нефтяного сырья в 2019 году учитывать по нефтеперерабатывающему заводу, указанному в соглашении, в целом, т.е. с учетом как собственного нефтяного сырья, так и по всем действующим в 2019 году договорам процессинга.
Также отмечаем, что при расчете инвестиционной надбавки, в случае, когда финансирование инвестиционной программы осуществляется несколькими налогоплательщиками - владельцами НПЗ, применяется коэффициент , равный доле налогоплательщика в финансировании инвестиционного соглашения, при этом на практике финансирование может осуществлять непосредственно сам НПЗ, являющийся взаимозависимым лицом с налогоплательщиком. В этой связи, в определение требуется внести соответствующее уточнение.
В представленной версии законопроекта применяется запрет на внесение в инвестиционное соглашение нефтеперерабатывающего завода, указанного в ранее заключенных инвестиционных соглашениях. Поскольку заводами заключены инвестиционные соглашения с субъектами РФ в целях применения региональных льгот, предлагается конкретизировать норму по принципу стороны, с которой заключено соглашение, что позволит избежать подпадания под данный запрет иных действующих соглашений.
В тоже время Комитет по энергетике обращает внимание, что наряду с положениями направленными на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для производства сжиженных углеводородных газов, законопроект содержит изменения, касающиеся порядка возмещения акцизов на средние дистилляты, введение которых существенно ухудшает положения судоходных компаний. В частности, вводимыми законопроектом нормами создается неустранимая неопределенность порядка реализации права на вычет акциза судовладельцами, что делает такой порядок нереализуемым. В отношении судовладельцев, использующих средние дистилляты в качестве топлива, для подтверждения налоговых вычетов на средние дистилляты вводится обязанность по предоставлению договоров, счетов - фактур и первичных учетных документов по всей цепочке перепродаж средних дистиллятов, начиная от НПЗ - производителя указанных средних дистиллятов. Это приведет к необходимости передачи третьим лицам, ценной коммерческой информации, обращающейся внутри нефтяных компаний. В этой связи, предлагаем передавать судовладельцам реестры указанных договоров, счетов-фактур и иных первичных документов, содержащих все реквизиты, которые позволят налоговому органу в порядке встречного контроля запросить указанные документы напрямую у нефтяных компаний и проверить обоснованность заявленных судовладельцами налоговых вычетов.
В законопроекте отсутствуют переходные положения в отношении темных видов топлива, попадающего в настоящее время под определение средних дистиллятов, что приведет к невозможности возмещения акцизов в отношении темных видов топлива, в том числе, по низкосернистому остаточному судовому топливу, плотность которого по ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010) превышает 930 кг/м3. Предлагаемые изменения значительно ухудшат условия введения экономической деятельности организациями водного транспорта и приведут к росту себестоимости перевозок и транспортной составляющей в цене товара, а также снизит конкурентоспособность российских судовладельцев как на международном, так и на национальном рынках перевозок, в том числе по отношению к другим видам транспорта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.