Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (далее - законопроект) подготовлен ФАС России во исполнение поручений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) (пункт 3 раздела V протокола от 17 июня 2019 г. N 1; пункт 1 раздела XIV протокола от 14 ноября 2019 г. N 3) и Правительства Российской Федерации от 26 октября 2019 г. N ДМ-П7-9287.
Целью законопроекта является совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными.
Такие общества для осуществления указанных видов деятельности распоряжаются незначительным активом, к которому относятся объекты водоснабжения (водоотведения) и (или) специальные помещения (здания, оборудование), в которых осуществляется контроль качества производимой продукции и лицензируемый вид деятельности, связанный с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Законопроектом предусматривается внесение частичных изменений в действующий порядок согласования сделок, установленный Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), в отношении указанных обществ, к которым на практике чаще всего относятся:
общества, выполняющие работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний - это мясокомбинаты (производители животных жиров, мясных субпродуктов, кормов для животных), птицефабрики, племенные заводы (производители шерсти, шкур и пуха), столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, а также оказывающие услуги по дезинфекции;
общества, включенные в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения (водоотведения) - это предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные организации.
В законопроекте предусмотрены следующие критерии, которым должно соответствовать такие общества и которые должны быть соблюдены в совокупности, для применения вводимых законодательных норм (пункт 2 статьи 1 законопроекта):
общества оказывают услуги по водоснабжению (водоотведению) и (или) выполняют работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
указанные виды деятельности для этих обществ не являются основными;
стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, по данным бухгалтерской отчетности за последние 3 года составляет не более 1 процента.
Законопроект предусматривает снятие запрета на совершение сделок, влекущих установление контроля организацией, находящейся под контролем иностранного государства, над указанными обществами или организациями, не имеющими стратегического значения, под контролем которых находятся указанные стратегические общества (пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта).
Данные сделки будут подлежать обязательному предварительному согласованию Комиссией в порядке, установленным в настоящее время для иных категорий инвесторов Федеральным законом N 57-ФЗ.
Законопроект не предусматривает согласование установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 57-ФЗ для организаций, находящихся под контролем иностранных государств. Таким образом, в отношении совершения этих сделок сохраняется запрет, предусмотренный Федеральным законом N 57-ФЗ.
Одновременно сохраняется запрет, предусмотренный Федеральным законом N 57-ФЗ, на установление контроля над стратегическими обществами для иных групп инвесторов, указанных в части 2 статьи 2 Закона N 57-ФЗ (которые являются иностранными инвесторами, не представляющими информации, и (или) международными организациями и (или) иностранными государствами и (или) организациями, которые находятся под контролем иностранных инвесторов, не представляющих информации, и (или) международных организаций).
Законопроектом предусматривается упрощенный порядок принятия решения о предварительном согласовании сделки (или согласования установления контроля), совершаемой иностранным инвестором, который:
не является иностранным инвестором, не представляющим информации, и (или) иностранным государством, международной организацией и (или) находящимся под контролем иностранных государств, международных организаций, и (или) иностранных инвесторов, не представляющих информации;
намеревается совершить какую-либо из указанных в пунктах 1, 4 и 6 части 1 статьи 7 Федерального закона N 57-ФЗ сделок или установил контроль в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 57-ФЗ над обществом, для которого осуществляемые им виды деятельности, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не являются основными, и соответствующим установленным критериям.
При упрощенном порядке решение о предварительном согласовании сделки (или согласовании установления контроля) принимается уполномоченным органом по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (ФАС России) в случае если по его запросам представлены заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России и ФСБ России) об отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства в результате совершения сделки (установления контроля над обществом), а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, функции в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития и в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Роспотребнадзором, Минэкономразвития России и Минстроем России) - об отсутствии необходимости рассмотрения Комиссией планируемой сделки (ходатайства о согласовании установления контроля).
Подготовку указанных заключений предлагается осуществлять в порядке, установленном пунктами 3-5 статьи 1 законопроекта. После принятия такого решения уполномоченный орган (ФАС России) обязан направить копию данного решения в Комиссию в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.
В случае же если при рассмотрении указанными федеральными органами исполнительной власти представлены заключения о наличии угрозы обороне страны и безопасности государства либо о наличии необходимости вынесения на рассмотрение Комиссии планируемой сделки (или ходатайства о согласовании установления контроля) уполномоченный орган (ФАС России) обязан направить соответствующее ходатайство и материалы по нему в Комиссию в срок не позднее 3 рабочих дней.
С учетом правоприменительной практики Комиссии по рассмотрению ходатайств иностранных инвесторов законопроектом (пункт 6 статьи 1) также предусматривается расширить перечень обязательств, возлагаемых Комиссией на заявителей о предварительном согласовании сделок (согласовании установления контроля), в том числе:
продолжение осуществления обществом вида деятельности, имеющего стратегическое значение;
оказание коммунальных услуг по установленным ценам (тарифам);
передача в срок, установленный Комиссией, прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для осуществления указанных видов деятельности, иному лицу с соблюдением требований Федерального закона N 57-ФЗ либо в государственную или муниципальную собственность;
осуществление деятельности обществом на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в том числе на объектах водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и гидротехнических сооружениях), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
продолжение реализации обществом, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, соответствующей инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или уполномоченным органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению такой инвестиционной программы);
обеспечение сохранения обществом на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки (или установления контроля), объемов производства и поставок продукции (работ, услуг);
внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий, а также размещение объектов по производству деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых обществом для производства и поставок в необходимых объемах продукции (работ, услуг).
Предлагаемые законопроектом меры, в том числе по расширению перечня обязательств, возлагаемых на иностранного инвестора, положительно поддерживаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых непосредственно расположены такие общества, привлекающие иностранные инвестиции для модернизации и развития коммунального хозяйства, что подтверждается направленными ими обращениями, связанными с рассмотрением на заседаниях Комиссии конкретных сделок.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства в связи со следующим.
Реализация полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться сотрудниками уполномоченного органа (ФАС России) в рамках имеющейся штатной численности и в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, поскольку информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в полном объеме, а также контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в настоящее время уже осуществляются уполномоченным органом (ФАС России).
При этом иные органы, запрос заключений которых предусмотрен законопроектом, также в настоящее время уже осуществляют подобные полномочия в рамках подготовки к рассмотрению сделок Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными " не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта, федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 838 "Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - пункты 1 - 5 законопроекта.
Исполнитель - ФАС России.
Срок подготовки - III квартал 2020 г.
2. Приказ ФАС России от 28 января 2019 г. N 87/19 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - пункты 1-5 законопроекта.
Исполнитель - ФАС России.
Срок подготовки - III квартал 2020 г.
3. Приказ ФАС России от 6 марта 2013 г. N 115/13 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по подготовке, подписанию в соответствии с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации соглашения с иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, об обеспечении выполнения им определенных обязательств при намерении такого иностранного инвестора либо юридического или физического лица совершить сделку или установить контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и оформлению решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля либо об отказе в таком согласовании соответственно при наличии либо отсутствии подписанного с заявителем соглашения об обеспечении выполнения им определенных обязательств".
Обоснование необходимости внесения изменений - пункт 6 законопроекта.
Исполнитель - ФАС России.
Срок подготовки - III квартал 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.