Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1048188-7 "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях усиления социальной защищенности граждан старшего поколения, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ N 1455) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим 80 лет, предусмотрено предоставление ежемесячных компенсационных выплат в размере 1200 рублей. Размер данной компенсационной выплаты не менялся с 2008 года.
Ежемесячная выплата устанавливается только неработающим трудоспособным гражданам, то есть гражданам, способным к труду, но оставившим работу (не поступившим на работу) ввиду необходимости осуществления ухода и не имеющим вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка (пособия). По сути, данная компенсационная выплата является заработком гражданина за осуществление ухода.
Согласно Указу N 1455 компенсационная выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Таким образом, чтобы заработать минимальный размер оплаты труда, необходимо осуществлять постоянный уход за десятью престарелыми людьми.
В то же время в ситуации, когда престарелый, нуждающийся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигший возраста 80 лет, является полностью недееспособным либо частично недееспособным, уход за ним должен осуществляться постоянно в течение суток. При этом следует учитывать, что социальный работник не в состоянии обеспечить в форме социального обслуживания на дому постоянный и полноценный уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим 80 лет. Такой уход за престарелым на дому в целях сохранения его пребывания в привычной среде осуществляют, как правило, члены семьи, вынужденные оставить свою работу.
Следует отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком инвалидом или инвалидом с детства 1 группы, с 1 июля 2019 года установлена ежемесячная выплата за уход в размере 10 000 рублей.
Данная выплата установлена родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) в связи с тем, что уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы крайне сложен и осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", предусматривающий установление с 1 января 2021 года ежемесячной выплаты в размере 10 000 рублей неработающим родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) за осуществление ухода за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы, а также инвалидами I группы, а также последующую ежегодную индексацию указанной выплаты.
В целях соблюдения принципа социальной справедливости законопроектом предлагается предоставить неработающим трудоспособным гражданам, которые являются опекунами (попечителями) престарелого, нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшего 80 лет, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода за указанными престарелыми также в размере 10 000 рублей.
Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация указанной выплаты, что позволит сохранить ее покупательную способность.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2021 года.
В целях исключения дублирования положений о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат по уходу Президенту Российской Федерации предлагается привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
В федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет), в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года N 1455 предусмотрены ассигнования в объеме 85 414,1 млн. рублей в 2020 году, 106 406,2 млн. рублей в 2021 году и 125 126,7 млн. рублей в 2022 году.
Принятие проекта федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" может привести к дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета, в связи с увеличением размера ежемесячной компенсационной выплаты с 1 200 рублей до 10 000 рублей. В то же время следует учитывать, что количество получателей данной выплаты будет незначительным, поскольку процедура установления опеки или попечительства над престарелыми сложна. Следует также иметь в виду, что в связи с принятием указанного законопроекта сократится количество граждан, обращающихся за получением социальных услуг в рамках социального обслуживания на дому.
Дополнительные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
Принятие Федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.