Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1047592-7 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в период пандемии коронавируса вся страна выражает слова благодарности медицинским работникам, которые в это непростое время каждый день, рискуя своими здоровьем и жизнью, спасают людей.
В рамках совещания с главами регионов по вопросам противодействия распространения новой коронавирусной инфекции Президент Российской Федерации В.В. Путин уделил особое внимание труду работников учреждений здравоохранения в сложившихся условиях.
Власти страны и регионов создают необходимые условия для безопасной работы медиков. Вместе с тем в борьбе с COVID-19 медперсонал "платит очень высокую цену". При этом не исключены случаи заражения работников учреждений здравоохранения при исполнении должностных обязанностей, в том числе приведшие к смерти.
В связи с этим считаем необходимым предусмотреть дополнительные социальные гарантии для граждан, которые исполняют должностные обязанности и осуществляют деятельность по охране здоровья населения страны и недопущению распространения эпидемии в период режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования пенсионного законодательства, направленного на повышение социальных гарантий одной из самых уязвимых категорий граждан, какой являются нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, и предусматривает повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) предусмотрена страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, в частности дети, братья и сестры, супруги, родители, внуки, а также дедушки и бабушки.
Статьей 17 Федерального закона предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии для отдельных категорий получателей пенсии, в том числе повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 Федерального закона, детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери.
Учитывая беспрецедентную важность и социальную значимость труда медицинских работников и иных сотрудников учреждений здравоохранения, которые обеспечивают условия для оказания медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом инфекционного заболевания, опасного для жизни, например, водителей бригад скорой медицинской помощи, уборщиц амбулаторно - поликлинического звена, сотрудников, обеспечивающих работу "горячей линии", служащих, обслуживающих кислородную станцию, самоотверженно исполняющих профессиональный долг и непосредственно участвующих в предотвращении распространения эпидемии, которые постоянно находятся в зоне повышенного риска, законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона. А именно, дополнить ее частью 17, устанавливающей лицам, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона, потерявшим кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболевания, полученного в особых условиях труда и дополнительной нагрузки в период введенного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при исполнении должностных обязанностей, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 200 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 Федерального закона.
Принятие законопроекта позволит обеспечить дополнительные социальные гарантии для нетрудоспособных членов семей медиков и иных работников учреждений здравоохранения, потерявших кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболевания, полученного при исполнении должностных обязанностей в период введенного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также отметить важность и значимость работы медицинского персонала на благо всего населения страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, количество врачей, а также среднего и младшего медицинского персонала в Российской Федерации составляет 2 079 914 человек.
В Нижегородской области врачей, среднего и младшего медицинского персонала - 38 758 человек, что составляет 1,9 процента от общей численности врачей, а также среднего и младшего медицинского персонала в Российской Федерации. Принимая во внимание указанное процентное соотношение, можно предположить, что количество водителей скорой медицинской помощи (1 097 человек) и прочего персонала медицинских учреждений (20 797 человек) в Нижегородской области находится в таком же процентном соотношении по отношению к общей численности в Российской Федерации, в связи с чем общее количество водителей скорой медицинской помощи по Российской Федерации может составлять примерно 57 737 человек, а прочего персонала медицинских учреждений - 1 094 579 человек.
Учитывая произведенные выше расчеты, можно сделать вывод, что количество врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также водителей скорой медицинской помощи и прочего персонала медицинских учреждений в Российской Федерации составляет примерно 3 232 230 человек (2 079 914 чел. + 57 737 чел. + 1 094 579 чел.).
Расчеты на примере Нижегородской области:
Общее количество врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также водителей скорой медицинской помощи в Нижегородской области - 39 855 человек. Непосредственно работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию, - 1 941 человек, что составляет 4,8 процента от общей численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, водителей скорой медицинской помощи.
Соответственно, потенциальная численность медицинского персонала в Российской Федерации, работающего с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и с пациентами с подозрением на эту инфекцию, и находящегося в группе повышенного риска, может составить порядка 99 836 человек (2 079 914 чел. х 4,8%).
С учетом процентного соотношения количество прочего персонала в Российской Федерации, непосредственно работающего с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и с пациентами с подозрением на эту инфекцию, составляет 52 540 человек (1 094 579 чел. х 4,8%).
Таким образом, потенциальная численность медицинского и прочего персонала медицинских учреждений в Российской Федерации, а также водителей бригад скорой медицинской помощи, работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и с пациентами с подозрением на эту инфекцию, и находящихся в группе повышенного риска, может составить порядка 210 113 человек (99 836 чел. мед. персонала + 52 540 чел. прочего персонала мед. учреждений + 57 737 чел. водителей бригад скорой медицинской помощи).
По состоянию на 26 мая 2020 года смертность в Российской Федерации от коронавирусной инфекции составила 1 процент.
Соответственно, прогнозируемое потенциальное количество семей в Российской Федерации, на которое может распространиться предлагаемая мера поддержки, может составить порядка 2 101 (210 113 чел. х 1%).
Для того, чтобы оценить финансово - экономическую составляющую законопроекта, был проанализирован средний показатель получателей пенсии по потере кормильца на примере Нижегородской области. Данный коэффициент равен 1,2.
В соответствии с проектом федерального закона нетрудоспособные члены семьи умершего специалиста дополнительно к страховой пенсии по случаю потери кормильца будут иметь право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 200 процентам, суммы предусмотренной частью 2 статьи 16 Федерального закона, что составит 5 686 рублей 26 копеек.
Таким образом, дополнительная потребность в финансовых средствах на указанные цели в год может составить порядка 172 млн рублей (2 101 чел. х 5 686 руб. 26 коп. х 12 месяцев х 1,2 (коэффициент средней численности получателей пенсии по потере кормильца)).
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.