Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 963985-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу проведения заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в дистанционной форме)",
внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым
(утв. решением Комитета от 20 октября 2020 г. N 146/03)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 963985-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлен на совершенствование правового регулирования деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается статью 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) дополнить новым пунктом 11.2, предусматривающим, что в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности, режима чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий (карантина), а также иных ограничительных мер, препятствующих проведению в соответствии с пунктом 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ правомочного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть проведены в дистанционной форме с использованием средств видеоконференц-связи, а также иных систем, обеспечивающих правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок созыва и проведения заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дистанционной форме устанавливается регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Пунктом 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливается критерий признания правомочным заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации самостоятельно определять условия признания законодательного (представительного) органа правомочным.
Единственным условием, закрепленным данной нормой, является условие, при котором заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов.
Соответственно определяется кворум законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кворум - это установленное минимальное число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, без присутствия которых заседание считается неправомочным разрешать вопросы.
Указанные выше положения Федерального закона N 184-ФЗ, а также назначение этого органа предусматривают личное присутствие депутатов на заседаниях, что не предполагает формы заочного (дистанционного) голосования. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, заседания должны проводиться исключительно в очной форме.
Вместе с тем, Комитет полагает, что при введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение заседаний законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дистанционной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий может быть целесообразно.
Однако, предложенные автором законопроекта изменения федерального законодательства не учитываются нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Федеральный закон N 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ достаточно подробно прописаны полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом данным Федеральным законом не предусмотрено изменение порядка работы в сложившихся условиях указанных органов (в том числе возможности использования заочного (дистанционного) голосования на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что действия Федерального закона N 68-ФЗ распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, особенности порядка работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, функционирующих в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, могут быть урегулированы в нем с соответствующими корреспондирующими нормами в Федеральный закон N 184- ФЗ и в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того из законопроекта не ясно, что понимается автором под иными ограничительными мерами, препятствующими проведению правомочного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также под иными системами, обеспечивающими правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом того, что, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 184-ФЗ, правомочность заседания определяется количеством присутствующих на нем депутатов. Неясность данных понятий может привести к сложностям и разночтениям в правоприменительной практике.
Законопроектом также не определено, каким образом будет обеспечиваться голосование, если предусмотрено, что оно тайное, при использовании предлагаемых законопроектом способов проведения заседаний.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 963985-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.