Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Исходной базой составления бюджета Фонда являются среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года (базовый вариант), показатели отчета об исполнении бюджета Фонда за 2019 год, оценка исполнения бюджета за 2020 год и прогноз рождаемости.
Доходная часть бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформирована в соответствии с нормами главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 г. N 384-ФЗ 1 |
Проект федерального закона N 1027746-7 |
|||
Доходы - всего, в том числе: |
811 577,9 |
815 663,2 |
922 457, 4 |
984 314, 0 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе: |
604 356,5 |
608 246,6 |
703 690,2 |
753 053,9 |
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков |
4 310,0 |
95 932,4 |
102 555,5 |
109 740,3 |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
146 564,6 |
148 657,0 |
160 039,8 |
172 748,5 |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета |
43 988,6 |
45 433,7 |
45 872,1 |
46 328,7 |
бюджета ФОМС |
16 668,2 |
13 326,0 |
12 855,3 |
12 182,9 |
Расходы - всего, в том числе: |
788 108,4 |
833 293,3 |
863 085,0 |
893 226,5 |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
618 747,4 |
663 248,4 |
688 414,1 |
713 920,0 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
78,5% |
79,6% |
79,8% |
79,9% |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
108 704,2 |
111 285,3 |
115 943,5 |
120 794,9 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общих расходах |
13,8% |
13,4% |
13,4% |
13,5% |
Профицит(+)/дефицит (-) |
+23 469,6 |
- 17 630,1 |
+ 59 372,5 |
+91 087, 4 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-14 390,9 |
- 55 001,8 |
+ 15 276,1 |
+39 133,9 |
в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+ 37 860,5 |
+ 37 371,7 |
+ 44 096,4 |
+ 51 953,5 |
------------------------------
1 Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
------------------------------
Показатели, используемые при произведении расчетов
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
фонд заработной платы (млрд. рублей) |
25 209 |
26 055 |
27 890 |
29 815 |
31 904 |
103,0% |
103,8 |
103,7% |
104,0% |
104,0% |
|
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей) |
47 867 |
50 131 |
53 096 |
56 404 |
60 157 |
численность родившихся (тыс. человек) |
1 481,1 |
1 433,3 |
1 412,8 |
1 363,0 |
1 291,8 |
Расходы
1. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
1. На основе положений и норм Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" произведен расчет расходов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на выплату пособия по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2019 год, ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2020 году и с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и предельного размера пособия.
2. В соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" произведен расчет расходов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2021 - 2023 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2021 - 2023 годах составят:
в 2021 году - 1,038;
в 2022 году - 1,037;
в 2023 году - 1,040.
Расходы по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2021 год |
Плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
130 115,2
(+2 698,5 или 102,1% к предыдущему году) |
132 192,6
(+2 077,4 или 101,6% к предыдущему году) |
132 937,3
(+744,7 или 100,6% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
118,57 (-7,25) |
114,40 (-4,17) |
108,43 (-5,97) |
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
508,2 (-14,1 или 97,3% к предыдущему году) |
508,4 (+0,3 или 100,1% к предыдущему году) |
501,0 (-7,4 или 98,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
661,2 (-38,8) |
637,9 (-23,3) |
604,6 (-33,3) |
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
19 820,1 (-648,4 или 96,8% к предыдущему году) |
19 832,4 (+12,3 или 100,1% к предыдущему году) |
19 544,7 (- 287,7 или 98,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
967,1 (-61,6) |
933,1 (-34) |
884,4 (-48,7) |
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
167 549,0
(+10 855,2 или 106,9% к предыдущему году) |
172 724,1
(+5 175,1 или 103,1% к предыдущему году) |
176 479,6
(+3 755,5 или 102,2% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
13 453,85 (+27,7) |
13 171,32 (-282,53) |
12 683,98 (-487,34) |
ИТОГО: |
317 992,5 (+12 891,2 или 104,2% к предыдущему году) |
325 257,5 (+7265 или 102,3% к предыдущему году) |
329 462,6 (+4205,1 или 101,3% к предыдущему году) |
Размеры пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | ||||||||
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов 1 |
|||||||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||||||
69 961,64 |
74 001,10 |
78 207,12 |
82 954,52 |
|||||
Единовременное пособие при рождении ребенка |
|
|
|
|
||||
С января |
17 479,73 |
18 004,12 |
18 688,28 |
19 379,75 |
||||
С февраля |
18 004,12 |
18 688,28 |
19 379,75 |
20 154,94 |
||||
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
|
|
|
|
||||
С января |
655,49 |
675,15 |
700,81 |
726,74 |
||||
С февраля |
675,15 |
700,81 |
726,74 |
755,81 |
||||
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов |
|||||||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||||||
27 984,66 |
29 600,44 |
31 282,85 |
33 181,81 |
|||||
Минимальный размер | ||||||||
С января |
|
6 752,00 |
7 008,58 |
7 267,90 |
||||
С февраля |
|
7 008,58 |
7 267,90 |
7 558,62 |
||||
С 1.06.2020 (Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ) |
6 752,00 (независимо от числа детей) |
|
|
|
||||
С 01.02.2020 по 31.05.2020 |
3 375,77 (по уходу за первым ребенком) |
6 751,54 (по уходу за вторым и последующими детьми) |
|
|
|
|||
Средний размер (тыс. руб) |
11 670,79 |
12 453,61 |
13 113,65 |
13 913,58 |
||||
"Родовой сертификат" |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
------------------------------
1 966 тыс. рублей - в 2021 году, 1 026 000 рублей - в 2022 году и 1 095 000 рублей в 2023 году
------------------------------
2. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
На осуществление Фондом деятельности, связанной с исполнением отдельных государственных полномочий предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда в 2021 году - 45 433,7 млн. рублей;
в 2022 году - 45 872,1 млн. рублей;
в 2023 году - 46 328,7 млн. рублей.
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2021 год |
Плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
||
- расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на обеспечение на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
33 299,0 |
33 339,6 |
33 339,6 |
- расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
6 242,0 (+1 252,3 или 125,1% к предыдущему году) |
6 629,0 (+387 или 106,2% к предыдущему году) |
7 073,1 (+444,1 или 106,7% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
1,78 |
1,78 |
1,78 |
среднедневной размер (руб.) |
3 504,76 |
3 722,06 |
3 971,44 |
- на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов (млн. руб.) |
0,032 |
0,034 |
0,036 |
- на реализацию мер социальной поддержки граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, включая проезд к месту лечения и обратно |
5 667,5 |
5 667,5 |
5 667,5 |
3. Межбюджетный трансферт из бюджета ФОМС
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2021 год |
Плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
||
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни |
13 326,0 |
12 855,3 |
12 182,9 |
стоимость родового сертификата (тыс. руб.) |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
Выводы
Анализ проекта федерального N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Основные характеристики бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
(млн. руб.) | |||
Показатели |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Доходы |
608 246,6 |
730 690,2 |
753 053,9 |
Расходы |
663 248,4 |
688 414,1 |
713 920,0 |
Профицит (+)/дефицит (-) |
-55 001,8 |
+ 15 276,1 |
+ 39 133,9 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
в 2021 году - 95 932,4 млн. рублей,
в 2022 - 102 555,5 млн. рублей,
в 2023 году - 109 740,3 млн. рублей.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда сбалансирован в 2021 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55 001,8 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФОМС предусмотрены на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в объемах соответствующих поступлений.
В 2021 году остатки средств бюджета Фонда на начало соответствующего финансового года в объеме не более одной двадцать четвертой объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС, направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
Проектом федерального закона предусмотрено использование в 2021 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2021 г., образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
2. Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей изменяются с учетом индексации пособий с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года, выплачиваемых в фиксированном размере, темпа изменения рождаемости, а также роста среднего размера пособий, исчисляемых из средней заработной платы, и суммы застрахованного заработка.
3. На осуществление Фондом деятельности, связанной с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей, в 2021 году на выплату пособий в связи с материнством планируется направить 317 992,5 (+12 891,2 или 104,2% к предыдущему году), в 2022 году - 325 257,5 (+7265 или 102,3% к предыдущему году), в 2023 году - 329 462,6 (+4205,1или 101,3% к предыдущему году).
4. В соответствии с принятыми изменениями вдвое увеличился размер минимального пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и с учетом индексации с 1 февраля 2021 года будет 7 008,58 рублей.
5. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
7. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.