Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Параметры проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда) на рассматриваемый период сформированы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные показатели бюджета Фонда на 2021 - 2023 годы представлены в следующей таблице:
(млн. рублей) | |||||
Показатели |
2020 г. (Фед. закон N 384-ФЗ от 2.12.2019 г.) |
2020 г. (ожидаемое исполнение) |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
ДОХОДЫ |
811 577,9 |
748 243,3 |
815 663,2 |
922 457,4 |
984 314,0 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая пени и штрафы |
615 181,1 |
548 025,6 |
563 625,7 |
600 474,5 |
642 542,7 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы |
133 750,4 |
136 539,1 |
146 155,2 |
156 243,0 |
167 190,0 |
доходы от размещения временно свободных средств |
12 166,4 |
12 166,4 |
1 760,1 |
3 185,2 |
4 867,9 |
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них: |
64 966,8 |
64 876,8 |
154 692,1 |
161 282,9 |
168 251,9 |
межбюджетные трансферты, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
4 310,0 |
4 310,0 |
95 932,4 |
102 555,5 |
109 740,3 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
43 988,6 |
43 898,6 |
45 433,7 |
45 872,1 |
46 328,7 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
16 668,2 |
16 668,2 |
13 326,0 |
12 855,3 |
12 182,9 |
РАСХОДЫ |
788 108,4 |
862 016,8 |
833 293,3 |
863 085,0 |
893 226,5 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
618 747,4 |
693 907,6 |
663 248,4 |
688 414,1 |
713 920,0 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
108 704,2 |
107 542,5 |
111 285,3 |
115 943,5 |
120 794,9 |
за счет трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМСа на выполнение Фондом государственных функций |
60 656,8 |
60 566,8 |
58 759,7 |
58 727,4 |
58 511,6 |
ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-) |
23 469,6 |
-113 773,5 |
-17 630,1 |
59 372,4 |
91 087,4 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 14 390,9 |
-155 491,7 |
-55 001,8 |
15 276,1 |
39 133,9 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
37 860,5 |
41 718,2 |
37 371,7 |
44 096,4 |
51 953,5 |
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2021 - 2023 годы были использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы: на 2019 год - 25 209 млрд. рублей, на 2020 год - 26 055,0 млрд. рублей, на 2021 год -27 890,0 млрд. рублей, на 2022 год - 29 815 млрд. рублей, на 2023 год - 31 904 млрд. рублей;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2019 год - 47 867 рублей, на 2020 год - 50 131 рубль, на 2021 год - 53 096 рублей, на 2022 год - 56 404 рубля, на 2023 год - 60 157 рублей;
индекс потребительских цен: за 2019 год - 103,0%, на 2020 год - 103,8%, на 2021 год - 103,7%, на 2022 год - 104,0% , на 2023 год - 104,0%;
численность родившихся: на 2021 год - 1 412,8 тыс. чел., на 2022 год- 1 363,0 тыс. чел., на 2023 год - 1 291,8 тыс. человек.
Бюджет Фонда на рассматриваемый период формируется с дефицитом в 2021 году и с профицитом в 2022 - 2023 годах (см. таблицу).
Дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году обуславливается в основном погашением кредиторской задолженности перед страхователями в объеме 51,9 млрд. рублей в связи с переходом на прямые выплаты по данному виду страхования до 1 января 2021 года включительно всех субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом (часть 2 статьи 3) устанавливается, что источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году является остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшийся по состоянию на 1 января 2021 года.
В связи с этим, как уже неоднократно ранее, комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Общий объем доходов бюджета Фонда сформирован:
на 2021 год в сумме 815 663,2 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 0,5 процента;
на 2022 год в сумме 922 457,4 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 13,1 процента;
на 2023 год в сумме 984 314,0 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процентов.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 966 000 рублей - в 2021 году, 1 026 000 рублей - в 2022 году, 1 095 000 рублей - в 2023 году;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 81,8% в 2021 - 2023 годах.
Справочно: на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержденный бюджет Фонда рассчитывался, исходя из указанного параметра в размере 82,7%;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для отдельных категорий плательщиков страховых взносов и тариф страховых взносов для плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 17 пункта 1).
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне: 0,9975 в 2021 - 2023 годах.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период 2021 - 2023 годов принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленным по всем основаниям оплаты труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) принят на уровне 0,992.
При расчетах объемов доходов Фонда в 2021 - 2023 годах от размещения средств резерва по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитывалось уменьшение объема указанного резерва в связи с необходимостью покрытия за счет средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году, обусловленного в том числе дополнительными расходами на выплату пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 г. N 402.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2021 год в сумме 833 293,3 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 5,7 процентов;
на 2022 год в сумме 863 085,0 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 3,6 процента;
на 2023 год в сумме 893 226,5 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 3,5 процента.
Основные направления расходов бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов:
I. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
1.1. При определении расходов на выплату указанных пособий учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособий по временной нетрудоспособности исходя из стажевых периодов (рублей):
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
до 5 лет |
60 |
44 400,66 |
46 924,27 |
49 772,71 |
от 5 лет до 8 лет |
80 |
59 200,88 |
62 565,70 |
66 363,62 |
свыше 8 лет |
100 |
74 001,10 |
78 207,12 |
82 954,52 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2021 год - в сумме 330 192,6 млн. рублей; на 2022 год - в сумме 347 692,1 млн. рублей; на 2023 год - в сумме 368 901,3 млн. рублей (из расчета оплаты 314,91 млн. дней ежегодно):
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам застрахованным гражданам учитывались положения и нормы, предусматривающие:
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия: в 2021 году - 74 001,10 рублей, в 2022 году - 78 207,12 рублей, в 2022 году - 82 954,52 рублей.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособия по беременности и родам запланированы: на 2021 год - в сумме 130 115,2 млн. рублей на оплату 118,57 млн. дней; на 2022 год - в сумме 132 192,6 млн. рублей на оплату 114,40 млн. дней и на 2023 год - в сумме 132 937,3 млн. рублей на оплату 108,43 млн. дней.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы на выплату застрахованным лицам пособий в фиксированном размере, определены (в соответствии со статьей 4.2 указанного Федерального закона) с учетом ежегодной индексации с 1 февраля текущего года на индекс роста потребительских цен за предыдущий год: в 2021 году на 3,8%; в 2022 году - 3,7%, в 2023 году - 4,0%, а также с учетом прогнозируемого коэффициента рождаемости.
2.1. Размеры указанных пособий:
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка (на 1 января 2021 года - 18 004,12) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (на 1 января 2021 года - 675,15) |
18 688,28 |
19 379,75 |
20 154,94 |
с 1 февраля соответствующего года |
700,81 |
726,74 |
755,81 |
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка запланированы: на 2021 год - в сумме 19 820,1 млн. рублей на оплату 967,1 тыс. пособий; на 2022 год - в сумме 19 832,4 млн. рублей (933,1 тыс. пособий); на 2023 год - 19 544,7 млн. рублей (884,4 тыс. пособий).
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности запланированы: на 2021 год - в сумме 508,2 млн. рублей на оплату 661,2 тыс. пособий; на 2022 год - в сумме 508,4 млн. рублей (637,9 тыс. пособий); на 2023 год - в сумме 501,0 млн. рублей (604,6 тыс. пособий).
2.2. При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
размеры минимальных пособий (см. таблицу):
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
(на 1 января 2021 года - 6 752,00) с 1 февраля соответствующего года |
7 008,58 |
7 267,90 |
7 558,62 |
следующие предельные размеры указанного пособия (см. таблицу):
(рублей) | |||
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
40 |
29 600,44 |
31 282,85 |
33 181,81 |
Расходы бюджета Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы: на 2021 год - в сумме 167 549,0 млн. рублей на оплату 13 453,85 тыс. пособий; на 2022 год - 172 724,1 млн. рублей (13 171,32 тыс. пособий); на 2023 год - 176 479,6 млн. рублей (12 683,98 тыс. пособий).
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение, либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Размеры пособия:
(рублей) | |||
Пособие |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
(на 1 января 2021 года - 6 124,86 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
6 357,60 |
6 592,83 |
6 856,54 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы на 2021 год - в сумме 518,4 млн. рублей; на 2022 год - 537,7 млн. рублей; на 2023 год - 559,0 млн. рублей (из расчета оплаты 74,36 тыс. пособий ежегодно).
II. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" законопроектом предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
на доставку и пересылку страховых выплат.
1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 2 622,0 тыс. дней ежегодно, расходы на оплату которых прогнозируются на 2021 год в сумме 3 261,2 млн. рублей, на 2022 год - 3 434,0 млн. рублей, на 2023 год - 3 643,5 млн. рублей.
2. Расходы на финансовое обеспечение единовременных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации максимальной суммы указанных выплат для застрахованных с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2021 году на 3,8%; в 2022 году - 3,7%, в 2023 году - 4,0%.
Размеры максимальной суммы выплат:
(рублей): | |||
Выплата |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
(на 1 января 2021 года - 103 527,66 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
107 461,71 |
111 437,79 |
115 895,30 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 10 360 выплат ежегодно): на 2021 год - в сумме 2 096,8 млн. рублей; на 2022 год - 2 110,7 млн. рублей; на 2023 год - 2 126,2 млн. рублей.
3. Расходы на финансовое обеспечение ежемесячных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации размера указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Максимальный размер выплаты:
(рублей): | |||
Выплата |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
(на 1 января 2021 года - 79 602,38 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
82 627,27 |
85 684,48 |
89 111,86 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 5 155,5 тыс. выплат ежегодно): на 2021 год - в сумме 64 087,5 млн. рублей; на 2022 год - 67 255,0 млн. рублей; на 2023 год - 70 766,8 млн. рублей.
4. Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, предусмотрены в 2021 году в сумме 28 594,7 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 180,0 млн. рублей, в 2022 году - в сумме 29 882,1 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 18 015,7 млн. рублей, в 2023 году - в сумме 31 104,9 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 18 930,2 млн. рублей.
5. Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2021 год в объеме 216,4 млн. рублей, на 2022 год - в объеме 226,8 млн. рублей, на 2023 год - в объеме 238,4 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на реализацию отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
тыс. рублей | ||||
|
Наименование публично нормативного обязательства |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1. |
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
|
|
|
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы |
33 298 998,6 |
33 339 614,9 |
33 339 614,9 |
|
2. |
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262) |
|
|
|
на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
6 241 977,6 |
6 628 988,9 |
7 073 134,6 |
|
3. |
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" |
|
|
|
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно |
5 667 540,8 |
5 667 540,8 |
5 667 540,8 |
|
4. |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
|
|
|
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов; |
126 741,8 |
133 459,0 |
141 601,8 |
|
пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов |
32,4 |
34,1 |
36,2 |
|
5. |
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
13 427,3 |
14 139,0 |
15 001,5 |
|
6. |
Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
316,2 |
332,9 |
353,2 |
|
7. |
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
10,9 |
11,4 |
12,1 |
IV. Расходы Фонда за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Фонд за счет средств, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 законопроекта осуществляет оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (в том числе правовой, психологической и медико-социальной помощи), родов и послеродовом периоде, а также профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, с учетом стоимости "Родового сертификата" в размере 12,0 тыс. рублей ежегодно, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов.
На эти цели предусматриваются средства в объеме: в 2021 году - 13 326,0 млн. рублей; в 2022 году - 12 855,3 млн. рублей; в 2023 году - 12 182,9 млн. рублей.
V. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования на 2021 год в сумме 25 530,3 млн. рублей, на 2026 год, - в сумме 26 220,8 млн. рублей, на 2023 год, - в сумме 26 301,4 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
При расчете фонда оплаты труда на рассматриваемый период 2021 - 2023 годов учитывался пропуск повышения оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2021 года и индексации с 1 октября 2022 года - 4,0%, с 1 октября 2023 года - 4,0%.
Прогноз остатков средств бюджета Фонда
(млн. рублей)
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на начало года |
0,0 |
0,0 |
15 276,07 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на конец года |
0,0 |
15 276,07 |
54 409,98 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года |
109 962,12 |
92 332,05 |
136 428,41 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец года |
92 332,05 |
136 428,41 |
188 381,95 |
Выводы
1. Бюджет Фонда на 2021 год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется с дефицитом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 законопроекта источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по данному виду страхования в 2021 году является остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшийся по состоянию на 1 января 2021 года.
Комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
2. Расходы бюджета Фонда на период 2021 - 2023 годов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий предусматриваются исходя объемов бюджетных ассигнований 33,3 млрд. рублей ежегодно.
Представляется необходимым дальнейшее увеличение указанных бюджетных ассигнований, с целью приведения в соответствие с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 (36,3 млрд. рублей ежегодно).
3. В объемах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда предусматриваются средства на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в сумме 5,7 млрд. рублей ежегодно. Вместе с этим проблема, связанная с реализацией социальных гарантий по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, путевок на санаторно-курортное лечение, остается неурегулированной, так как численность граждан, ожидающих получение этих путевок, ежегодно растет.
С учетом изложенных выводов, комитет рекомендует проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.