Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - Бюджет Фонда, Фонд, ФСС) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства в области социальной политики, а также проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и других законопроектов, внесенных одновременно с проектом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Основные показатели бюджета Фонда на 2020 - 2023 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
2020 Утвержденные показатели. |
2021 проект |
2022 проект |
2023 проект |
2021 в % к 2020 |
ДОХОДЫ |
811,6 |
815,7 |
922,5 |
984,3 |
100,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
604,4 |
608,2 |
703,7 |
753,1 |
100,6 |
из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
4,3 |
95,9 |
102,6 |
109,7 |
В 22 раза |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
146,6 |
148,7 |
160,0 |
172,7 |
101,4 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
60,7 |
58,7 |
58,8 |
58,5 |
96,7 |
средства федерального бюджета |
44,0 |
45,4 |
45,9 |
46,3 |
103,2 |
средства бюджета ФОМС |
16,7 |
13,3 |
12,9 |
12,2 |
79,6 |
РАСХОДЫ |
788,1 |
833,3 |
863,1 |
893,2 |
105,7 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
618,7 |
663,2 |
688,4 |
713,9 |
107,2 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
108,7 |
111,3 |
115,9 |
120,8 |
102,4 |
исполнение отдельных государственных полномочий |
60,7 |
58,7 |
58,8 |
58,5 |
96,7 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ |
23,5 |
-17,6 |
59,4 |
91,1 |
|
в том числе по: |
|
|
|
|
|
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-14,4 |
-55,0 |
15,3 |
39,1 |
|
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
37,9 |
37,4 |
44,1 |
52,0 |
|
Особенности формирования бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов обусловлены следующими положениями:
- для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, в том числе с учетом:
освобождения от уплаты страховых взносов плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - МСП), в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода;
организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (исходя из тарифа 1,5%);
- сохранены действующие с 2006 года страховые тарифы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2% до 8,5%), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса);
- с 1 января 2021 года прекращает действие пункт 2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ("зачетный механизм");
- с 2021 года на прямые выплаты (назначение и выплату пособий непосредственно территориальными органами ФСС) перейдут оставшиеся 8 субъектов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский края, Московская, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ), не участвующие в реализации пилотного проекта.
Главными администраторами доходов бюджета Фонда определены Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и ФСС, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда - ФСС.
При этом главным администратором доходов в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ФНС России, в части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ФСС.
В 2021 году Фонд вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
В 2021 году объем средств, направляемый на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования. При этом дополнительно направленные средства (10%) могут быть израсходованы страхователями на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
В основу формирования проекта бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов заложены следующие показатели "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года:
фонд заработной платы на 2021 год - 27 890 млрд. рублей, на 2022 год - 29 815 млрд. рублей и на 2023 год - 31 904 млрд. рублей;
индекс потребительских цен на 2021 год - 103,7%, на 2022 год - 104,0% и на 2023 год - 104,0%;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2021 году - 53 096 рублей, в 2022 году - 56 404 рубля, в 2023 году - 60 157 рублей;
численность родившихся: на 2021 год - 1 412,8 тыс. человек, на 2022 год - 1 363,0 тыс. человек, на 2023 год - 1 291,8 тыс. человек.
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется:
на 2021 год в сумме 815,7 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 0,5 процента;
на 2022 год в сумме 922,5 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 13,1 процента;
на 2023 год в сумме 984,3 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 6,7 процента.
Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков предусматриваются на 2021 год в сумме 95,9 млрд. рублей, на 2022 год - 102,6 млрд. рублей и на 2023 год - 109,7 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются на 2021 год в сумме 45,4 млрд. рублей, на 2022 год - 45,9 млрд. рублей и на 2023 год - 46,3 млрд. рублей.
Средства из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни предусмотрены в 2021 году в сумме 13,3 млрд. рублей, в 2022 году - 12,9 млрд. рублей и в 2023 году - 12,2 млрд. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2021 год в сумме 833,3 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 5,7 процента;
на 2022 год в сумме 863,1 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 3,6 процента;
на 2023 год в сумме 893,2 млрд. рублей с сростом к предыдущему году на 3,5 процента.
В целом объем дефицита бюджета Фонда планируется в 2021 году в сумме 17,6 млрд. рублей, в 2022 году планируется объем профицита 59,4 млрд. рублей и в 2023 году планируется профицит в объеме 91,1 млрд. рублей.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы прогнозируются в 2021 году в сумме 608,2 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 0,6%, в 2022 году - 703,7 млрд. рублей (с ростом на 15,7%) и в 2023 году - 753,1 млрд. рублей (с ростом на 7,0%) .
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в 2021 году в сумме 663,2 млрд. рублей (с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 7,2%), в 2022 году - 688,4 млрд. рублей (с ростом на 3,8%) и в 2023 году - 713,9 млрд. рублей (с ростом на 3,7%).
По данному виду страхования бюджет Фонда формируется с дефицитом в 2021 году в объеме 55,0 млрд. рублей, в 2022 году и в 2023 году с профицитом - 15,3 млрд. рублей и 39,1 млрд. рублей соответственно.
Покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году предусматривается с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55,0 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что при отсутствии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к концу 2021 года резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уменьшится почти в 4,3 раза и составит 45 913,79 млн. рублей. В сложившихся социально-экономических условиях использование резерва, который много лет остается невостребованным, может быть целесообразным. Вместе с тем для применения Правительством Российской Федерации данного подхода к финансированию дефицита по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по мнению Счетной палаты, необходимо проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в специальное законодательство в сфере обязательного социального страхования.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусматриваются.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году доходы прогнозируются в сумме 148,7 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 1,4%, в 2022 году - 160,0 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 7,6% и в 2023 году - 172,7 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 7,9%.
Расходы по данному виду страхования предусматриваются в 2021 году в сумме 111,3 млрд. рублей (с ростом к прогнозируемым показателям предыдущего года на 2,4%), в 2022 году - 115,9 млрд. рублей (с ростом на 4,1%) и в 2023 году - 120,8 млрд. рублей (с ростом на 4,2%).
С 2006 года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда исполняется с профицитом. В 2021 году по указанному виду страхования планируется профицит в объеме 37,4 млрд. рублей, в 2022 году - 44,1 млрд. рублей и в 2023 году - 52,0 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) планируется в 2021 году в сумме 563,6 млрд. рублей с сокращением к утвержденным показателям предыдущего года на 51,6 млрд. рублей или на 8,4% , в 2022 году - 600,5 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 36,9 млрд. рублей или на 6,5%) и в 2023 году - 642,5 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 42,0 млрд. рублей или на 7,0%).
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица определена в объеме, не превышающем в расчете на год 966 тыс. рублей в 2021 году, 1 026 тыс. рублей в 2022 году и 1 095 тыс. рублей в 2023 году; (в 2020 году -912 тыс. рублей).
Снижение поступлений в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 8,4% связано с освобождением от их уплаты плательщиков, включенных в реестр субъектов МСП. За счет этого выпадающие доходы бюджета ФСС в 2021 году составят 89 004 396,9 тыс. рублей, в 2022 году - 95 149 196,4 тыс. рублей, в 2023 году - 101 815 172,6 тыс. рублей. Указанные выпадающие доходы будут компенсироваться бюджету ФСС за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны с учетом пониженных тарифов страховых взносов (от нулевого тарифа до 2,0%) для некоторых категорий плательщиков, в том числе для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково", организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, для благотворительных организаций, организаций со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, организаций, являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, резидентов особой экономической зоны в Калининградской области.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется на 2021 - 2023 годы на уровне 0,9975 (0,9993 в 2020 году).
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 - 2023 годы определен средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51% к начисленной по всем основаниям оплате труда и коэффициент полноты сбора страховых взносов в размере 0,992 (0,991 в 2020 году).
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2021 год в объеме 146,2 млрд. рублей, на 2022 год - 156,2 млрд. рублей и на 2023 год - 167,2 млрд. рублей.
Доходы от размещения временно свободных средств резерва предусмотрены в 2021 году в объеме 1,8 млрд. рублей (14,5% по сравнению с 2020 годом), в 2022 году - 3,2 млрд. рублей (181% к 2021 году), в 2023 году - 4,9 млрд. рублей (152,8% к 2022 году). Расчет осуществлен на основании данных, представленных Федеральным казначейством, осуществляющим с 2020 года полномочия по инвестированию средств резерва ФСС.
Поступления капитализированных платежей предприятий прогнозируются на 2021 год в объеме 0,45 млрд. рублей (115,4% к 2020 году), на 2022 год - 0,26 млрд. рублей (57,0% к 2021 году) и на 2023 год - 0,26 млрд. рублей (100,0% к 2022 году). Счетная палата отмечает, что поступления данных платежей ожидаются в 2021 - 2023 годах в 59 территориальных органах Фонда. Средний объем платежа одного страхователя на 2021 год принят в размере 2 728,7 тыс. рублей, на 2022 год - 1 555,8 тыс. рублей, на 2023 год - 1 558,8 тыс. рублей. Поступления предполагаются от 165 страхователей ежегодно.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2021 год в сумме 724,5 млрд. рублей или 86,9% от всех расходов бюджета Фонда, на 2022 год - 753,1 млрд. рублей и на 2023 год - 782,7 млрд. рублей.
По оценке Счетной палаты, средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на выполнение публичных нормативных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, в целом достаточно.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности предусматриваются на 2021 год в сумме 330,2 млрд. рублей, на 2022 год - 347,7 млрд. рублей и на 2023 год - 368,9 млрд. рублей на оплату 314,91 млн. дней ежегодно (выше запланированного уровня 2020 года на 9,0 млн. дней).
Среднедневной размер пособия на 2021 год определен в сумме 1 048,53 рубля с ростом к запланированному уровню 2020 года на 7,4%, на 2022 год - 1 104,10 рубля и в 2023 году - 1 171,45 рубля.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2021 - 2023 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2021 году на 3,8%; в 2022 году - на 3,7% и в 2023 году - на 4,0%.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2021 год в сумме 130,1 млрд. рублей на оплату 118,6 млн. дней, на 2022 год - 132,2 млрд. рублей на оплату 114,4 млн. дней и на 2023 год - 132,9 млрд. рублей на оплату 108,4 млн. дней.
Среднедневной размер пособия по беременности и родам на 2021 год определен в сумме 1 097,37 рубля с ростом к запланированному уровню 2020 года на 8,4%, на 2022 год - 1 155,53 рубля и на 2023 год - 1 226,02 рубля.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2021 год в сумме 167,5 млрд. рублей, на 2022 год - 172,7 млрд. рублей и на 2023 год - 176,5 млрд. рублей на оплату 13,5 млн. пособий, 13,2 млн. пособий и 12,7 млн. пособий соответственно.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет будет проиндексирован с 1 февраля соответственно по годам на 3,8%, 3,7% и 4,0%. Средний размер пособия в 2021 году планируется 12 453,61 рубля, в 2022 году - 13 113,65 рубля и в 2023 году - 13 913,58 рубля.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2021 год в сумме 19,8 млрд. рублей (на оплату 967,1 тыс. пособий), на 2022 год - 19,8 млрд. рублей (933,1 тыс. пособий) и на 2023 год - 19,5 млрд. рублей (884,4 тыс. пособий).
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы на 2021 год в сумме 0,51 млрд. рублей (на оплату 661,2 тыс. пособий), на 2022 год - 0,51 млрд. рублей (637,9 тыс. пособий) и на 2023 год - 0,50 млрд. рублей (604,6 тыс. пособий).
Размеры пособий на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, также проиндексированы на индекс потребительских цен предыдущего года и составят с 1 февраля соответствующего года 6,4 тыс. рублей, 6,6 тыс. рублей и 6,9 тыс. рублей.
Расходы на указанные цели составят в 2021 году 0,52 млрд. рублей, в 2022 году - 0,54 млрд. рублей и в 2023 году - 0,56 млрд. рублей на оплату 74,36 тыс. пособий ежегодно.
Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены в следующих объемах:
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности, исходя из числа оплаченных дней на уровне 2,62 млн. дней по всем годам с сокращением к уровню 2020 года на 0,04 млн. дней, в 2021 году в сумме 3,3 млрд. рублей, в 2022 году - 3,4 млрд. рублей и в 2023 году - 3,6 млрд. рублей.
- на финансирование 10,4 тысяч единовременных страховых выплат ежегодно (в 2020 году - 11,1 тысяч) предусмотрено 2,1 млрд. рублей ежегодно. Сумма, исходя из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованного установлена с 1 февраля 2021 года в размере 107 461,71 рубля, с 1 февраля 2022 года - 111 437,79 рубля, с 1 февраля 2023 года - 115 895,30 рубля;
- на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены средства по годам в сумме 64,1 млрд. рублей, 67,3 млрд. рублей и 70,8 млрд. рублей на оплату 5,2 млн. выплат ежегодно, исходя из установленного законопроектом проиндексированного с 1 февраля максимального размера ежемесячной страховой выплаты в 2021 году в сумме 82 627,27 рубля, в 2022 году - 85 684,48 рубля и в 2023 году - 89 111,86 рубля;
- на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусматривается в 2021 году в сумме 28,6 млрд. рублей, в 2022 году - в сумме 29,9 млрд. рублей и в 2023 году - в сумме 31,1 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда предусмотрены средства на предоставление субсидий на выполнение государственного задания 12 центров реабилитации Фонда 4,0 млрд. рублей в 2021 году и 4,1 млрд. рублей в 2022 и 2023 годах ежегодно.
Счетная палата отмечает, что предоставление центрам реабилитации средств на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости ведет к рискам нерационального использования бюджетных средств Фонда, поскольку на протяжении 3 лет ежегодно выделяемые центрам реабилитации средства на данные цели фактически не осваиваются (за 2019 год освоено 4,3% перечисленных средств, за 2018 год - 23,7%, за 2017 год - 0,2%). В целях недопущения нерационального использования средств бюджета ФСС на капитальные вложения Счетной палатой было предложено пересмотреть условия принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений.
На обеспечение отдельных государственных полномочий за счет трансферта из федерального бюджета предусматривается направить:
- на выплату пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2021 год в сумме 0,014 млрд. рублей, на 2022 год - 0,014 млрд. рублей и на 2023 год - 0,015 млрд. рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами - в 2021 году в сумме 6,2 млрд. рублей, в 2022 году - 6,6 млрд. рублей и в 2023 году - 7,1 млрд. рублей на оплату 1,78 млн. дней ежегодно.
Основную долю расходов бюджета Фонда за счет средств федерального бюджета составляют расходы на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР). В 2021 - 2023 годах законопроектом предусматривается направлять ежегодно 33,3 млрд. рублей, из них на административные расходы 1,0 млрд. рублей ежегодно.
Фонд осуществляет полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 84 субъектах Российской Федерации и г. Байконуре. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 2021 году будут осуществляться только в г. Москве.
Комитет отмечает, что необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование механизмов предоставления ТСР. При формировании нового подхода необходимо исходить из потребностей и возможностей каждого получателя ТСР, из численности и интересов получателей ТСР. В связи с этим Комитет считает целесообразным в целях объективной оценки фактической потребности инвалидов в технических средствах реабилитации и услуг формирование актуального реестра их получателей. Создание такого реестра позволит разработать новую методику расчета потребности в средствах федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами. При этом необходимо учитывать фактическую численность получателей и стоимость современных ТСР. Кроме того, дополнительно необходимо произвести оценку и совершенствование уже существующих нормативов предоставления услуг.
Проектом федерального закона установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в объеме 5,7 млрд. рублей ежегодно, что на 0,2 млрд. рублей больше, чем предусмотрено на 2020 год.
По оценке Счетной палаты, годовой норматив средств, выделенных в рамках набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения 14-ти гражданам, позволит в 2021 году обеспечить оплату путевки в санаторно-курортное учреждение только 1 человека. По прогнозу в очереди на получение путевки на 1 января 2021 года ожидается 568,7 тыс. человек (на 1 января 2020 года - 620 тыс. человек). Таким образом, ФСС сможет обеспечить путевками около 175 тыс. граждан (расчетно) (без учета сопровождающих).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает, что "проблема, связанная с реализацией социальных гарантий по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, путевок на санаторно-курортное лечение, остается неурегулированной, так как численность граждан, ожидающих получение этих путевок, ежегодно растет".
За счет трансферта, передаваемого из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фондом предусмотрены расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части профилактического наблюдения ребенка в начальный период его жизни, в объемах поступлений соответственно по годам в сумме 13,3 млрд. рублей, 12,9 млрд. рублей и в 12,2 млрд. рублей. Стоимость родового сертификата сохранена в 2021 году в размере 12,0 тыс. рублей (на уровне 2020 года).
Расходы на содержание органов Фонда предусматриваются на 2021 год в сумме 25,5 млрд. рублей, на 2022 год - 26,2 млрд. рублей и на 2023 год - 26,3 млрд. рублей.
На оплату труда работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда численностью 33 510 штатных единиц запланировано на 2021 год 19,5 млрд. рублей, на 2022 год - 19,6 млрд. рублей и на 2023 год - 20,4 млрд. рублей.
Расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий предусматриваются на 2021 году 3,4 млрд. рублей, в 2022 году в сумме 3,7 млрд. рублей, в 2023 году - 2,9 млрд. рублей.
Наибольшая доля средств на закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий запланирована на развитие и эксплуатацию ФГИС ЕИИС "Соцстрах" (2021 год - 51,5%, 2022 год - 46,3%, 2023 год - 44,5%), а также на эксплуатацию автоматизированного рабочего места пользователя.
На капитальные вложения законопроектом предусмотрено направить в 2021 году 0,4 млрд. рублей, в 2022 году - 0,1 млрд. рублей. В 2023 году средства не предусмотрены. В 2021 - 2022 годах планируется строительство и реконструкция объектов, начатых в прошлые годы. Начинать новое строительство (реконструкцию) зданий, а также приобретение объектов недвижимости не планируется.
На прикладные научные исследования в области социальной политики запланировано израсходовать в 2021 - 2023 годах по 20,0 млн. рублей ежегодно.
Выводы
Законопроект подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Законопроект соответствует положениям проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Счетная палата в своем заключении отмечает, что основные параметры проекта бюджета Фонда социального страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в целом достаточны для того, чтобы своевременно и в полном объеме осуществить финансирование установленных законодательством пособий и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение делегированных Фонду государственных полномочий.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.