Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1048800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования законодательства о государственной геномной регистрации.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральные законы "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", "О порядке отбывания административного ареста" и "О персональных данных", в том числе:
определить, что геномная информация является биометрическими персональными данными, поскольку представляет собой сведения, характеризующие биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность;
расширить перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, за счет следующих категорий: лица, осужденные и отбывающие наказание за совершение преступлений в виде лишения свободы; лица, подозреваемые в совершении преступлений, обвиняемые в совершении преступлений, а также подвергнутые административному аресту;
наделить экспертные подразделения Следственного комитета Российской Федерации полномочиями по проведению обязательной государственной геномной регистрации;
уточнить перераспределение функций по проведению государственной геномной регистрации между органами государственной власти, участвующими в реализации закона.
Внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации обусловлено необходимостью повышения эффективности использования геномной информации, получаемой при проведении государственной геномной регистрации.
Получение геномной информации и развитие на ее основе поисковых алгоритмов в том числе с использованием соответствующих информационных систем является одним из наиболее перспективных направлений при раскрытии и расследовании преступлений. Основными категориями преступлений, при расследовании которых в 2019 году изымались биологические следы, являются: против жизни и здоровья - 30 866 (в I полугодии 2020 года - 15 312), против половой неприкосновенности - 2 201 (в I полугодии 2020 года - 953), против собственности - 56 365 (в I полугодии 2020 года - 25 658), против общественной безопасности - 7 733 (в I полугодии 2020 года - 4 104). В 2019 году из 127,1 тыс. назначенных исследований ДНК 92,8 тыс. (73%) способствовали выявлению и раскрытию преступлений, в основном тяжких и особо тяжких. За шесть месяцев 2020 года из 70,9 тыс. назначенных исследований ДНК 49,8 тыс. (70,2%) способствовали выявлению и раскрытию преступлений, в основном тяжких и особо тяжких.
Современные методы исследования ДНК позволяют проводить геномную регистрацию даже при минимальном количестве биологического материала, с высокой точностью и в достаточно короткие сроки. С развитием геномных технологий сокращаются сроки проведения идентификационных исследований ДНК, что особенно актуально в условиях возрастания количества проведенных соответствующих судебных экспертиз.
Зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1% от общего количества населения страны. В федеральной базе данных геномной информации (далее - ФБДГИ) содержится геномная информация 0,6% от общего количества населения Российской Федерации (965 315 объектов учета) по состоянию на 1 января 2020 года.
В случае принятия соответствующего федерального закона массив ФБДГИ только за 2021 - 2023 годы может увеличиться до 5,2 млн. объектов учета (в первый год реализации положений соответствующего федерального закона в ФБДГИ будет помещена геномная информация свыше 945 тыс. лиц, а в последующие два года - не менее 1,8 млн. лиц ежегодно, за счет таких категорий как осужденные, подозреваемые, обвиняемые), что будет соответствовать 3,5% от общего количества населения Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом расширение перечня лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, приведет к увеличению информационного массива ФБДГИ и более эффективному использованию геномной информации, полученной в ходе производства экспертиз и исследований, в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе прошлых лет. В 2019 году при увеличении на 65% количества поставленных на учет в ФБДГИ генетических профилей лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (внесено в ФБДГИ 229 918 объектов учета), количество совпадений их с данными ДНК следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, возросло на 1,5 раза. Для сравнения: в 2018 году - 2 102 совпадений, в 2019 году - 3 176 совпадений.
Предлагаемые для закрепления законопроектом правовые подходы уже реализованы Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и связаны с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации в том числе в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, подвергнутых административному аресту.
Учет геномной информации, получаемой при проведении государственной геномной регистрации, осуществляется уполномоченным подразделением МВД России с использованием ФБДГИ. Предлагаемая законопроектом редакция статьи 11 Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" была реализована с учетом позиции ФСБ России в целях исключения правовой коллизии в части применения законодательства в области геномной регистрации с учетом пункта "я" статьи 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", в соответствии с которым органы федеральной службы безопасности имеют право получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Согласно положениям законопроекта, органы дознания принимают участие в проведении государственной геномной регистрации в части, касающейся получения биологического материала от лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, и неопознанных трупов с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины. Производство ими назначаемых экспертиз и исследований биологического материала будет осуществляться экспертными подразделениями МВД России и Следственного комитета Российской Федерации за счет средств, выделяемых им на реализацию законопроекта. Таким образом, выделение дополнительных средств органам дознания не потребуется.
При этом полномочиями по получению геномной информации при проведении государственной геномной регистрации наделяются экспертные подразделения Следственного комитета Российской Федерации с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации".
В связи с тем, что учреждения судебно-медицинской экспертизы, входящие в государственную систему здравоохранения, до настоящего времени по объективным причинам не принимали участие в реализации Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", законопроектом по согласованию с Минздравом России предусмотрено получение указанными учреждениями только биологического материала для проведения обязательной государственной геномной регистрации. Получение геномной информации из биологического материала для целей государственной геномной регистрации будет осуществляться экспертными подразделениями МВД России и Следственного комитета Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов государственной власти, в связи с чем вступление в силу федерального закона предусматривается по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением его положений, касающихся проведения обязательной государственной геномной регистрации в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, которые вступят в силу с 1 января 2023 г.
Обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в законопроекте, осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом решения на достижение целей государственных программ Российской Федерации не влияют.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации"
Расходы федерального бюджета на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации" (далее - законопроект) в 2020 - 2022 годах составят 7,66 млрд рублей (2020 год - 1,32 млрд рублей, 2021 год - 3,5 млрд рублей, 2022 год - 2,84 млрд рублей).
Указанная сумма представляет собой объем финансирования, необходимый для реализации законопроекта МВД России (5,7 млрд рублей), ФСИН России (0,187 млрд рублей), Минздраву России (0,728 млрд рублей) и Следственному комитету Российской Федерации (1,03 млрд рублей).
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено ежегодное финансирование для целей государственной геномной регистрации МВД России в объеме 1 млрд 254 млн рублей и ФСИН России в объеме 62,3 млн рублей.
Таким образом, в 2020 - 2022 годах бюджетные ассигнования для обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных законопроектом, предусмотрены в объеме 3,95 млрд рублей.
Дополнительная потребность расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта составит 3,71 млрд рублей (на 2020 год - отсутствует, на 2021 год - 2,184 млрд рублей, на 2022 год - 1,523 млрд рублей).
Согласно законопроекту ФСИН России, в течение 2020 - 2022 годов произведет отбор биоматериала у всех обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Далее указанные функции будут переданы МВД России и Следственному комитету Российской Федерации, в связи с чем финансирование ФСИН России с 2023 года по данному направлению деятельности не потребуется.
МВД России осуществляется формирование и поддержание федеральной базы данных геномной информации (ФБДГИ).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации" (далее - законопроект) потребует:
признания утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 828 "Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы" и приказов МВД России от 12 октября 2012 г. N 933дсп "Об утверждении правил обработки геномной информации при проведении обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован в Минюсте России 5 декабря 2012 г., регистрационный N 26014), от 5 декабря 2012 г. N 1084дсп "Об организации проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2012 г., регистрационный N 26190 с изменениями, внесенными приказом МВД России от 25 июля 2014 г. N 619дсп (зарегистрирован в Минюсте России 12 августа 2014 г., регистрационный N 33552);
внесения изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" (Зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2014 г., регистрационный N 32775 с изменениями, внесенными приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 686 (зарегистрирован в Минюсте России 17 ноября 2017 г., регистрационный N 48937);
принятия постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации".
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации".
Принятие акта Правительства Российской Федерации необходимо в целях реализации положений Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" (части 3 и 6 статьи 8, части 2 статьи 9, части 4 статьи 10).
Предметом нормативного регулирования постановления Правительства являются общественные отношения, направленные на упорядочивание государственной геномной регистрации в Российской Федерации.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью определения порядка проведения добровольной государственной геномной регистрации, обязательной государственной геномной регистрации и правил получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации, а также установления порядка взимания платы за проведение добровольной государственной геномной регистрации.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - МВД России, соисполнители - государственные органы, осуществляющие производство по уголовным делам.
Примерный срок подготовки проекта: в течение 6 месяцев с момента принятия законопроекта.
2. Проект приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста".
Целью внесения изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 является необходимость наделить администрацию и сотрудников мест отбывания административного ареста полномочиями по осуществлению обязательной государственной геномной регистрации.
Предметом нормативного регулирования проекта приказа является обеспечение общественных отношений, связанных с проведением обязательной государственной геномной регистрации лиц, подвергнутых административному аресту.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - МВД России.
Примерный срок подготовки проекта: в течение 6 месяцев с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.