Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1049318-7 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Досье на проект федерального закона
Статьей 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также определяют порядок деятельности указанных служб.
На практике возникает проблема при реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере похоронного дела не противоречащими гражданскому законодательству способами в связи с тем, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует термин "специализированная служба по вопросам похоронного дела".
По мнению Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России), выраженному в письме от 3 июля 2014 года N ЦА/26577/14 "Разъяснения по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела", законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе. Кроме того, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, так как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
При этом ФАС России обращает внимание, что Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 9 Закона о погребении (оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 9352/08 по делу N А60-19144/07-С4, Постановление ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2014 года по делу N А12-4365/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 февраля 2013 года по делу N А21-7662/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19 марта 2012 года N Ф09-7288/10 по делу N А76-6041/2010, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 17206/10 по делу N А76-6041/2010-35-192).
Также следует отметить, что с учетом положений статей 68 и 69 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения указанного вопроса органы местного самоуправления вправе учреждать межмуниципальные организации.
В целях исключения неоднозначного толкования термина "специализированная служба по вопросам похоронного дела" проектом закона предлагается дать определение понятию "специализированные службы по вопросам похоронного дела".
Внесение указанного изменения позволит обеспечить механизм для оказания услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению за счет бюджетных средств только организациями, создаваемыми при участии органов публичной власти.
Специализированные службы будут осуществлять деятельность, подконтрольную органам местного самоуправления, что позволит обеспечить высокий уровень обслуживания в обозначенной сфере и обеспечит доверие граждан к указанным учреждениям и органам местного самоуправления.
Проведенная согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза законопроекта коррупциогенные факторы в нём не выявила.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.