Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1049109-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счёт.
В соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчёты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В отношении электронных средств платежа указанная обязанность отсутствует, что снижает эффективность контрольных мероприятий за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также информационной безопасности.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) устанавливается, что резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", могут открывать счета у иностранных поставщиков платёжных услуг и (или) использовать электронные средства платежа.
Законопроектом предусматривается также, что резидентами могут осуществляться операции с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, за исключением приема электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
Указанные положения законопроекта в части запрета на осуществление операции с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, соответствуют действующим положениями части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которыми для резидентов установлено требование о получении на счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся по внешнеторговым договорам, а также договорам займа, заключаемым с нерезидентами, а также положениям подпункта 2 части 7 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июля 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" которыми запрещен приём на территории Российской Федерации электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации.
Законопроектом также предусмотрено, что ограничения приёма в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, не распространяются на платёжные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платёжной системы, отвечающей требованиям к функционированию иностранных платёжных систем на территории Российской Федерации, установленным законодательством о национальной платёжной системе. Данное положение законопроекта соответствует положениям части 9 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июля 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в соответствии с которыми запрет на приём на территории Российской Федерации электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации, не распространяются на случаи предоставления указанным клиентам платёжных карт в соответствии с правилами иностранной платёжной системы, а также на случаи осуществления операций с такими платёжными картами.
В то же время необходимо отметить, что положения законопроекта о том, что ограничения приёма в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, не распространяются на платёжные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платёжной системы, отвечающей требованиям к функционированию иностранных платёжных систем на территории Российской Федерации, установленным законодательством о национальной платёжной системе, не предусматривают новый случай, когда резидентам разрешается совершать валютные операции между собой, поскольку вышеприведённые положения законопроекта подлежат применению с учётом действующих положений статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которыми валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьёй названного Федерального закона, дополнение которых законопроектом не предусмотрено.
Положениями законопроекта предусматривается обязанность резидентов представлять в налоговые органы отчёт о переводах денежных средств без открытия банковского счёта с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, которая наступает только по тем электронным средствам платежа, сумма операций по зачислению по которым за отчётный год превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей. Данные положения законопроекта в части суммы, при превышении которой наступает вышеуказанная обязанность резидентов представлять отчёт о переводах денежных средств без открытия банковского счёта с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, соответствует аналогичной сумме, превышение которой, исходя из действующих положений абзаца третьего части 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", влечёт обязанность физического лица - резидента представлять налоговым органам отчёт о движении денежных средств и иных финансовых активов по своему счёту (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Цель, предмет и содержание правового регулирования - предлагается статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить частью 1.1, а также внести изменения в части 6.1, 6.2, 6.3 указанной статьи, предусмотрев ответственность резидентов за несоблюдение установленного порядка представления отчётов о переводах денежных средств без открытия банковского счёта с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг, и нарушение сроков представления таких отчётов. Сроки подготовки - одновременно с принятием законопроекта.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России на руководство и управление в сфере установленных функций в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.