Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1021999-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон) ряд изменений, направленных, как следует из пояснительной записки, на защиту прав и законных интересов застрахованных лиц.
В частности, предусматривается право застрахованного лица подать в Пенсионный фонд Российской Федерации уведомление о запрете рассмотрения заявления застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе), поданного не лично застрахованным лицом. При этом застрахованное лицо будет вправе отозвать указанное уведомление.
Законопроектом также устанавливается запрет на привлечение фондом, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, посредников (в том числе агентов, поверенных) для заключения ими от имени фонда договоров об обязательном пенсионном страховании.
По концепции проекта федерального закона замечаний не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
Согласно новому абзацу второму пункта 4 статьи 36.7 Федерального закона при поступлении заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в фонд, поданного в Пенсионный фонд Российской Федерации через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, Пенсионный фонд Российской Федерации в течение одного рабочего дня направляет нотариусу через единую информационную систему нотариата запрос о подтверждении "содержания удостоверенного им документа", ответ на который направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации "незамедлительно, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса". При этом в случае неподтверждения нотариусом "подлинности нотариально удостоверенной доверенности" поданное заявление застрахованного лица оставляется без рассмотрения.
Указанные положения законопроекта требуется соотнести с нормой действующей редакции абзаца второго пункта 4 статьи 36.7 Федерального закона, предусматривающей, что Пенсионный фонд Российской Федерации в течение одного рабочего дня с даты получения соответствующего заявления направляет его копию в фонд, указанный в таком заявлении.
Замечание аналогичного характера относится к новому абзацу четвертому пункта 3 статьи 36.8, новому абзацу четвертому пункта 4 статьи 36.8-1, новому абзацу четвертому пункта 3 статьи 36.8-2, новому абзацу четвертому пункта 3 статьи 36.11 Федерального закона с учетом положений действующих редакций данных норм.
Кроме того, из содержания указанных положений законопроекта, а также абзаца второго пункта 3 проектируемой статьи 36.8-3 Федерального закона не ясно, что именно должен подтвердить нотариус - "содержание удостоверенного им документа" или "подлинность нотариально удостоверенной доверенности".
Следует иметь в виду, что согласно норме статьи 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием соответствующей инфраструктуры.
Также отмечаем, что предусмотренный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 324 вышеуказанный порядок отличается от порядка, предлагаемого законопроектом.
Обращаем внимание на дублирование ряда положений законопроекта (например, проектируемый пункт 7 статьи 36.7 и проектируемый пункт 4.1 статьи 36.9 Федерального закона, проектируемый пункт 6 статьи 36.8 и проектируемый пункт 3.2 статьи 36.10 Федерального закона, проектируемые положения абзаца второго пункта 1 статьи 36.4 и пункта 1 статьи 36.27 Федерального закона).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.