Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1027744-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона определяются основные характеристики бюджета Пенсионного Российской Федерации (далее - Фонд) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также особенности исполнения бюджета Фонда.
Согласно статье 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 6 "Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда" законопроекта установлен перечень полномочий, которые Фонд в 2021 году вправе осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 законопроекта Фонд вправе осуществлять в целях выполнения функций оператора информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - ЕКЦ) оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) - в случае принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в настоящее время ЕКЦ предназначен для обеспечения дистанционного получения гражданами в режиме реального времени информации по вопросам функционирования не только Фонда, но и Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и их территориальных органов, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы по вопросам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (см. приказ Минтруда России от 28 мая 2019 года N 360), не ясны правовые основания отнесения оплаты услуг связи к расходам только данного Фонда.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 законопроекта Фонд осуществляет функции по назначению отдельных мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами на основании соглашений о передаче полномочий по назначению мер социальной поддержки, заключенных Фондом с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, - в случае принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание на то, что в федеральных законах от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - данного закона) и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) не предусмотрено заключение таких соглашений. Так, в Федеральном законе N 184-ФЗ указаны принципы и порядок заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, связанных с передачей осуществления части своих полномочий (статья 26.8 указанного закона). Соглашения, предусмотренные в Федеральном законе N 131-ФЗ, регулируют вопросы передачи полномочий между органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8, часть 4 статьи 15, часть 2 статьи 47 данного закона). Фонд ко всем вышеназванным органам не относится.
Кроме того, следует также учитывать, что в законодательстве Российской Федерации, связанном с деятельностью Фонда (например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон N 178-ФЗ и другие), не предусматривается возможность передачи указанных полномочий Фонду. В этой связи возникает вопрос относительно правовых оснований передачи рассматриваемого полномочия и, соответственно, относительно правомерности использования средств Фонда на указанные цели.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.