Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1027744-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1027744-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее соответственно - законопроект о бюджете Фонда, бюджет Фонда, Фонд, ПФР) представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством в сфере пенсионного обеспечения, проектом федерального закона N 1027743-7 О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и внесенными проектами федеральных законов в части пенсионного обеспечения.
Основные показатели бюджета Фонда на 2020 - 2023 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||||
|
2020 год утвержд |
2021 год проект |
2022 год проект |
2023 год проект |
2021 в % к 2020 |
ДОХОДЫ |
8 937,32 |
9 101,84 |
10 015,14 |
10 565,20 |
101,8 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
8 890,33 |
9 032,30 |
9 918,14 |
10 467,68 |
104,9 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
46,99 |
69,54 |
97,00 |
97,52 |
148,0 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 217,4 |
3 344,96 |
3 897,18 |
4 026,90 |
104,0 |
из них: - на обязательное пенсионное страхование |
840,5 |
427,61 |
830,21 |
777,68 |
50,9 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
69,3 |
478,01 |
511,02 |
546,83 |
В 6,9 раз |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
2307,6 |
2 439,34 |
2 555,95 |
2 702,39 |
105,7 |
средства бюджетов субъектов РФ |
4,46 |
3,67 |
3,89 |
4,13 |
82,3 |
РАСХОДЫ |
9 146,49 |
9 596,68 |
10 109,97 |
10 512,70 |
104,9 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
9 104,07 |
9 567,50 |
10 066,23 |
10 467,68 |
105,1 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
42,42 |
29,18 |
43,74 |
45,02 |
68,8 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-209,17 |
-494,84 |
-94,83 |
+52,50 |
- |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
-213,74 |
-535,20 |
-148,09 |
0,00 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
+4,57 |
+40,36 |
+53,26 |
+52,50 |
- |
Особенности формирования бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов обусловлены следующими положениями:
- тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) для основной категории плательщиков в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС установлен на постоянной основе в размере 22% согласно статье 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
- на 2021 - 2023 годы сохранен "мораторий" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
- предусмотрены расходы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2020 г. N 180 "О дополнительных мерах социальной защиты некоторых категорий граждан Российской Федерации", устанавливающего право на выплаты военнослужащим, проходившим военную службу в составе 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, и членам семей погибших (умерших) военнослужащих;
- в расходах на материнский (семейный) капитал (далее - МСК) учтены доплаты к МСК при рождении 2-го ребенка для лиц, получивших ранее сертификат в связи с рождением первого ребенка, в размере 155 550 рублей в 2021 году, в 2022 - 2023 годах с учетом индексации МСК на темп роста инфляции;
- в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 263 "О дополнительном материальном обеспечении лиц, проходивших службу по контракту в составе российской части смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта" предусмотрены расходы на ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения лицам, проходившим службу по контракту в составе российской части смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка (Смешанных миротворческих сил) в зоне грузино-осетинского конфликта в период с 6 июля 1992 г. по 31 октября 2009 г., осуществление которой установлено с 1 января 2021 г.;
- поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определено в фиксированном размере, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, плюс 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей. Поступление страховых взносов на 2022 - 2023 годы определено исходя из фиксированного размера в соответствии с Федеральным законом от 15.10.2020 года N 322-ФЗ "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
- в связи с расширением перечня мер государственной поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и установлением для отдельных категорий плательщиков отсрочки по уплате страховых взносов в 2020 году, прогнозируется увеличение поступления страховых взносов на ОПС в 2021 году;
- в расходах учтены положения проекта федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" , предусматривающие новый механизм установления величины прожиточного минимума на очередной год.
Впервые законопроект дополнен новыми положениями, предусматривающими, что в 2021 году Фонд в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" вправе осуществлять:
в целях выполнения функций оператора информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки;
функции по назначению отдельных мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами на основании соглашений о передаче полномочий по назначению мер социальной поддержки, заключенных Фондом с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Главными администраторами доходов бюджета ПФР вместе с Федеральным казначейством, ФНС России, МВД России и Фондом определены ФСБ России, Федеральная антимонопольная служба и Следственный комитет Российской Федерации. Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда определен ПФР.
Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, в том числе для плательщиков:
признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, по итогам каждого месяца в размере 10 процентов;
получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов в размере 0 процентов.
Страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6 процентов для:
российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий;
российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной и компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
В отношении плательщиков - социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 2024 года сохраняется льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, особой экономической зоны в Калининградской области, резидентов территории опережающего социально-экономического развития, а также для получивших статус резидента свободного порта Владивосток установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организаций, получивших статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14,0%, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в том числе производящих анимационную аудиовизуальную продукцию, - 8,0%, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов.
Бюджет Фонда на 2021 год сформирован по доходам в сумме 9 101,84 млрд. рублей (101,8% к уровню 2020 года) и по расходам в сумме 9 596,68 млрд. рублей (104,9% к уровню 2020 года).
Дефицит бюджета Фонда планируется в размере 494,84 млрд. рублей и формируется из дефицита в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (по распределительной составляющей), в объеме 535,20 млрд.рублей и профицита 40,36 млрд.рублей по накопительной составляющей бюджета.
Доля средств федерального бюджета, направляемых на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда, в 2021 году составит 5,25% доходов бюджета Фонда, в 2022 году - 5,10%, в 2023 году - 5,18% (в 2020 году - 0,78%).
Расходы бюджета Фонда в 2021 году больше по сравнению с 2020 годом на 450,2 млрд.рублей (4,9%), что обусловлено увеличением страховых пенсий с темпом роста, превышающим инфляцию.
В 2022 и 2023 годах доходы бюджета Фонда прогнозируются соответственно в сумме 10 015,14 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 10,0%) и 10 565,2 млрд. рублей (с ростом на 5,5%).
Ежегодное увеличение доходов бюджета ПФР по отношению к предыдущему году обусловлено, в основном, увеличением поступлений страховых взносов, что связано с повышением фонда заработной платы (в 2021 году к 2020 году на 7%, в 2022 году к 2021 году на 6,9% и в 2023 году к 2022 году на 7%).
Расходы в 2022 году предусматриваются в сумме 10 109,97 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 5,3%) и в 2023 году - 10 512,7 млрд. рублей (с ростом на 4,0%). Дефицит бюджета Фонда на 2022 запланирован в объеме 94,83 млрд. рублей и складывается из дефицита по распределительной составляющей в объеме 148,09 млрд. рублей и профицита по накопительной составляющей в объеме 53,26 млрд. рублей. В 2023 году бюджет Фонда спланирован с профицитом в объеме 52,5 млрд. рублей по накопительной составляющей. По распределительной составляющей в 2023 году бюджет Фонда сбалансирован.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2021 году предусматривается направить 9 450,4 млрд. рублей или 98,5% всех расходов бюджета Фонда. В 2022 и 2023 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 9 964,8 млрд. рублей и 10 363,3 млрд. рублей (или 98,6% в 2022 - 2023 годах) соответственно.
По оценке Счетной палаты, средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на выполнение публичных нормативных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, достаточно для их выполнения в полном объеме.
Расходная часть бюджета Фонда на 2021 - 2023 годы сформирована как по программной, так и непрограммной структуре.
Программная структура расходов Фонда включает мероприятия в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов для передачи в бюджет Фонда, и составляет 3 344,96 млрд. рублей, 3 897,18 млрд. рублей и 4 026,9 млрд. рублей соответственно.
Объем трансфертов из федерального бюджета в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года увеличивается на 127,56 млрд. рублей (на 4,0%) и составляет 36,8% от прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда (в 2020 году - 36,0%). В 2022 и 2023 годах доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов Фонда составит 38,9% и 38,1% соответственно.
В составе межбюджетных трансфертов средства федерального бюджета, направляемые на выплату страховых пенсий, запланированы в 2021 году в объеме 1 727,0 млрд. рублей (101,3% к 2020 году), в 2022 году - 2 183,5 млрд. рублей (126,4% к 2021 году) и в 2023 году - 2 171,3 млрд. рублей (99,4% к 2022 году), в том числе на:
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 478,0 млрд. рублей (рост в 7 раз к уровню 2020 года), 511,0 млрд. рублей и 546,83 млрд. рублей;
- обязательное пенсионное страхование - 427,61 млрд. рублей (50,9% к уровню 2020 года), 830,24 млрд. рублей и 777,68 млрд. рублей;
- валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 705,62 млрд. рублей (101,7% к 2020 году), 712,14 млрд. рублей и 702,80 млрд. рублей;
- возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 115,73 млрд. рублей (114,7% к уровню 2020 годом), 130,07 млрд. рублей и 144,03 млрд. рублей.
Рост компенсации выпадающих доходов связан с добавлением организаций, применяющих пониженные тарифы, в частности, плательщиками, включенными в реестр субъектов МСП и организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Межбюджетный трансферт на ОПС в 2021 году составит 4,7% доходов бюджета ПФР, в 2022 году - 8,3%, в 2023 году - 7,4% (в 2020 году - 9,4%, в 2019 году -12,1%).
Расходы, направляемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям запланирован в сумме 611,6 млрд. рублей в 2021 году, 650,28 и 668,41 млрд. рублей в 2022 - 2023 года соответственно.
Средства федерального бюджета, направляемые на мероприятия, определенные законодательством о социальном обеспечении, запланированы в 2021 году в объеме 546,0 млрд. рублей, в 2022 году - 565,5 млрд. рублей, в 2023 году - 588,6 млрд. рублей, из них на ЕДВ отдельным категориям граждан - 425,3 млрд. рублей, 436,8 млрд. рублей и 450,3 млрд. рублей.
На предоставление материнского (семейного) капитала предусматривается направить трансферты из федерального бюджета в 2021 году в сумме 443,35 млрд. рублей, в 2022 году - 480,34 млрд. рублей и в 2023 году - 580,02 млрд. рублей.
На компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно предусматривается направить в 2021 - 2023 годах соответственно - 4,7 млрд. рублей, 5,0 млрд. рублей и 5,3 млрд. рублей.
Средства на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, в 2021 году запланированы в объеме 0,49 млрд. рублей (188,5% к 2020 году), в 2022 году - 0,57 млрд. рублей и в 2023 году - 0,68 млрд. рублей.
На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния в 2021 - 2023 годах запланировано соответственно - 3,84 млрд. рублей, 3,81 млрд. рублей и 3,78 млрд. рублей соответственно.
На осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2021 году предусмотрено направить из федерального бюджета 7,9 млрд. рублей, в 2022 году - 8,2 млрд. рублей и в 2023 году - 8,8 млрд. рублей.
Эксперты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечают, что "трансферт, по мнению Минфина России, следует рассчитывать как разницу между доходами бюджета ПФР на планируемый размер выплат страховых пенсий и планируемыми суммами страховых пенсий, что не в полной мере соответствует теории и практике социального страхования, согласно которым дополнительные поступления в фонды социального страхования создают основу увеличения социальных выплат или формирования резервов. Кроме того, при разработке законопроектов о бюджете ПФР этот трансферт связывают с увеличением фиксированной выплаты (во многих странах такие выплаты осуществляются напрямую из центрального бюджета за счет общих поступлений в бюджет), а также компенсацией недопоступлений в бюджет ПФР, связанных с решением Конституционного Суда Российской Федерации о формировании пенсионных прав на страховую (ранее страховую часть трудовой пенсии) не исходя из фактически уплаченных страховых взносов, а суммы начисленных взносов".
Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2021 году в объеме 3,67 млрд. рублей, в 2022 году - 3,89 млрд. рублей и в 2023 году - 4,13 млрд. рублей.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии прогнозируется по доходам в объеме 9 032,30 млрд. рублей и по расходам в объеме 9 567,50 млрд. рублей. Дефицит составит 535,20 млрд. рублей. В 2022 году в данной части прогнозируются доходы 9 918,14 млрд. рублей и расходы 10 066,23 млрд. рублей, дефицит составит 148,09 млрд. рублей. В 2023 году по распределительной составляющей бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам в объеме 10 467,68 млрд. рублей.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2021 год - 53 096,0 рублей, 2022 год - 56 404,0 рублей, 2023 год - 60 157,0 рублей с учетом применения повышающих коэффициентов в 2021 году в размере 2,3, в 2022 - 2023 годах - индексации с 1 января на темп роста средней заработной платы в Российской Федерации.
С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году - 1 465 тыс. рублей, в 2022 году - 1 556 тыс. рублей, в 2023 году - 1 660 тыс. рублей.
Усредненный коэффициент сбора в 2021 - 2023 годах планируется в размере 0,999.
Общая сумма поступлений страховых взносов на финансирование страховой пенсии с учетом погашения задолженности прогнозируется в 2021 году в сумме 5 667,3 млрд. рублей, в 2022 году - 5 999,7 млрд. рублей и в 2023 году - 6 418,2 млрд. рублей, в том числе:
от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в 2021 году в сумме 5 415,41 млрд. рублей, в 2022 году - 5 748,73 млрд. рублей и в 2023 году - 6 151,46 млрд. рублей;
от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальных предпринимателей (в том числе адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой) прогнозируется в 2021 году в сумме 166,12 млрд. рублей, в 2022 году - 158,94 млрд. рублей и в 2023 году - 167,76 млрд. рублей,
по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста, в 2021 году в сумме 85,36 млрд. рублей, в 2022 году - 91,25 млрд. рублей и в 2023 году - 97,64 млрд. рублей;
от плательщиков добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в 2021 году в сумме 429,63 млн. рублей, в 2022 году - 757,76 млн. рублей, в 2023 году - 1 336,54 млн. рублей.
Поступления взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии, прогнозируются соответственно по годам: 9,99 млрд. рублей, 10,68 млрд. рублей, и 11,43 млрд. рублей, от организаций угольной промышленности планируются поступления взносов на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности соответственно в сумме 2,88 млрд. рублей, 3,08 млрд. рублей и 3,29 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что "ФНС России при расчете поступлений страховых взносов учтены выпадающие доходы бюджета ПФР в связи с введением мер поддержки организаций МСП, пострадавших из-за снижения деловой активности и введения ограничительных мер в период пандемии COVID-19, в 2021 году в сумме 346 585 055,4 тыс. рублей, в 2022 году - 425 594 020,7 тыс. рублей, в 2023 году - 454 688 755,9 тыс. рублей".
Проектом бюджета Фонда учитывается уменьшение общей численности получателей пенсий за 2020 год на 261,7 тыс. человек. Таким образом, согласно материалам законопроекта, общая численность получателей пенсий на конец 2020 года ожидается в количестве 43,3 млн. человек.
Среднегодовая численность неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, согласно заключению Счетной палаты, учтена на 2021 год 30,9 млн. человек, на 2022 год - 30,9 млн. человек и на 2023 год - 30,3 млн. человек.
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2021 - 2023 годах определена в соответствии с частью 13 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" о приостановлении до 1 января 2025 г. действия частей 20 - 23 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях". Индексация с 1 января 2021 года планируется на 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год, в 2022 году - на 5,9%, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6%, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.
Индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии предусматривается с 1 января 2021 года на 6,3 процента (в 2020 году с 1 января 6,6%).
С 1 января 2021 года устанавливаются:
- стоимость одного пенсионного коэффициента - 98 рубля 86 копеек (в соответствии с Законом 350-ФЗ);
- размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 6 044 рублей 48 копеек.
Индексация социальных пенсий и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, планируется с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2021 год - 2,6%, 2022 год - 8,5%, 2023 год - 0,9%).
Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2021 год - 10 022 рублей, на 2022 год - 10 115 рублей и на 2023 год - 10 818 рублей.
На 2021 - 2023 годы планируются следующие среднегодовые размеры пенсий:
- страховой пенсии в 2021 году 16 209,32 рубль (161,7% к ПМП), в 2022 году - 16 982,16 рублей (167,9% к ПМП), в 2023 году - 17 736,22 рублей (164,0% к ПМП);
- страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров: в 2021 году 17 443,40 рублей (174,1% к ПМП), в 2022 году - 18 368,54 рубля (181,6% к ПМП), в 2023 году - 19 294,07 рублей (178,4% к ПМП);
- социальной пенсии в 2021 году - 10 058,39 рубля, в 2022 году - 10 768,0 рублей, в 2023 году - 11 057,02 рублей;
- накопительной пенсии: в 2021 году - 1 018 рублей, в 2022 году - 1 932 рубля, в 2023 году - 2 012 рублей;
- срочной пенсионной выплаты в 2021 году - 2 101 рубля, в 2022 году - 2 306 рублей, в 2023 году - 2 510 рублей.
Согласно заключению Счетной палаты, отношение уровня среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы в стране, будет снижаться и составит в 2021 году 32,9%, в 2022 году - 32,6%, в 2023 году - 32,1%.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2021 году запланированы в сумме 7 764,7 млрд. рублей (80,9% всех расходов Фонда), в 2022 году - 8 165,9 млрд. рублей, в 2023 году - 8 418,8 млрд. рублей. Расходы на доставку составят соответственно 36,4 млрд. рублей, 38,4 млрд. рублей и 39,6 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета в 2021 - 2023 годах Фондом предусматривается произвести следующие расходы.
На выплату и доставку пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям предусматривается направить в 2021 году 509,4 млрд. рублей, в 2022 году - 549,1 млрд. рублей, в 2023 году - 565,7 млрд. рублей.
На осуществление ЕДВ с учетом индексации запланировано направить:
инвалидам в 2021 году в 329,9 млрд. рублей, в 2022 году - 338,1 млрд. рублей, в 2023 году - 347,5 млрд. рублей;
ветеранам 2021 году в сумме 76,3 млрд. рублей, в 2022 году - 79,3 млрд. рублей, в 2023 году - 83,1 млрд. рублей;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2021 году в сумме 17,3 млрд. рублей, в 2022 году - 17,5 млрд. рублей, в 2023 году - 17,8 млрд. рублей;
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - в сумме 1,31 млрд. рублей в 2021 году, 1,36 млрд.рублей в 2022 году и 1,41 млрд.рублей в 2023 году;
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы соответственно по годам 0,48 млрд. рублей, 0,45 млрд. рублей и 0,43 млрд. рублей.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) предусматривается направить:
некоторым категориям граждан Российской Федерации, в том числе в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - в 2021 году в сумме 2,3 млрд. рублей, в 2022 году - 2,0 млрд. рублей, в 2023 году - 1,8 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера ДЕМО в месяц в 2021 году 728,66 рублей, в 2022 году - 726,18 рублей, в 2023 году - 724,0 рублей.
инвалидам вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 - в 2021 - 2023 года - 0,5 млрд.рублей ежегодно, исходя из размера установленного ДЕМО в сумме 1 000 рублей;
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения (ДМО) гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией предусмотрены в 2021 - 2023 годах в объеме 3,2 млрд. рублей, 3,2 млрд.рублей и 3,0 млрд.рублей соответственно по годам.
На обеспечение федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации, предусматривается в 2021 году в сумме 87,4 млрд. рублей, в 2022 году - 84,8 млрд. рублей и в 2023 году - 84,7 млрд. рублей. Планируется предоставить федеральные социальные доплаты к пенсиям в 2021 - 2023 годах 3,3 млн.человек ежегодно.
В 2021 году количество субъектов Российской Федерации, которые будут выплачивать ФСД, так как установленная величина ПМП в этих субъектах будет ниже ПМП в целом по Российской Федерации, увеличивается с 55 регионов в 2020 году до 66 регионов в 2021 году.
Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, на предоставление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход:
- за нетрудоспособными гражданами, запланированы в 2021 году в сумме 47,7 млрд. рублей, в 2022 году - 50,8 млрд. рублей, в 2023 году - 54,0 млрд. рублей, исходя из размера выплаты - 1 200 рублей в месяц с учетом районного коэффициента;
за детьми-инвалидами запланированы в 2021 году в сумме 72,1 млрд. рублей, в 2022 году - 77,2 млрд. рублей, в 2023 году - 83,6 млрд. рублей.
В расходах бюджета Фонда учтены средства федерального бюджета на предоставление МСК на 2021 год в общей сумме 443,2 млрд. рублей, на 2022 год - 480,2 млрд. рублей, на 2023 год - 579,8 млрд. рублей. Расходы рассчитаны исходя из ожидаемого количества обращений в 2021 году 1 332,3 тыс.человек, на 2022 год - 1 371,1 тыс.человек, на 2023 год - 1 597,2 тыс.человек.
В 2021 году размер МСК определен исходя из индекса роста потребительских цен 3,7%, в 2022 - 2023 годах исходя из индекса роста потребительский цен 4,0% и составит:
в 2021 году 483 881,83 рубля при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 г. включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., в 2022 году - 503 237,10 рубля, в 2023 году -523 366,58 рубля;
в 2021 году 639 431,83 рубля в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 г., а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 г. при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло, в 2022 году - 665 009,10 рубля, в 2023 году - 691 609,46 рубля.
Расходы на оказание поддержки в связи с погребением умерших предусмотрены в следующих объемах:
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - в 2021 году в сумме 0,35 млрд. рублей, в 2022 году - 0,36 млрд. рублей и в 2023 году - 0,37 млрд. рублей, исходя из ожидаемой численности получателей в количестве 49,3 тыс. человек;
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую или накопительную пенсии, в 2021 году в сумме 9,3 млрд. рублей, в 2022 году - 9,6 млрд. рублей, в 2023 году - 10,1 млрд. рублей (за счет средств бюджета Фонда);
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию (за счет средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения) планируются в сумме 1,5 млн. рублей в 2021 году, 1,8 млн.рублей в 2022 году и 2,0 млн.рублей в 2023 году.
Расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, запланированы в 2021 году в общей сумме 7,9 млрд. рублей, в 2022 году - 8,2 млрд. рублей, в 2023 году - 8,8 млрд. рублей и соответствуют объему межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, запланированы в 2021 году в сумме 10,0 млрд. рублей, в 2022 году - 10,6 млрд. рублей, в 2023 году - 11,4 млрд. рублей и соответствуют объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии работникам организаций угольной промышленности, финансируемые за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, запланированы в 2021 году в сумме 2,9 млрд. рублей, в 2022 году - 3,1 млрд. рублей, в 2023 году - 3,3 млрд. рублей и соответствует объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" запланированы в 2021 году в сумме 3,7 млрд. рублей, в 2022 году - 3,9 млрд. рублей, в 2023 году - 4,1 млрд. рублей.
По оценке Счетной палаты, расчетный остаток средств по распределительной составляющей бюджета ПФР составит на 1 января 2021 года 509 393 026,6 тыс. рублей, из них остаток средств федерального бюджета - 190 291 222,9 тыс. рублей.
Законопроектом предусматривается покрытие дефицита в 2022 году в объеме 148,1 млрд. рублей остатками средств бюджета ПФР, которые должны сложиться в бюджете ПФР на конец 2021 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, сбалансированность бюджета в 2021 и 2022 годах будет достигнута при предоставлении бюджету ПФР из федерального бюджета в 2020 году не менее 867,0 млрд. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 2616-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету ПФР в 2020 году предусмотрено 941 419 717,4 тыс. рублей. С учетом данной суммы средств, по оценке Счетной палаты, бюджет ПФР на 2021 - 2022 годы сбалансирован и позволит выполнить все социальные обязательства перед пенсионерами в полном объеме.
По накопительной составляющей бюджета Фонда с учетом направления в 2021 - 2023 годах страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии прогнозируются следующие параметры:
в 2021 году - доходы в сумме 69,54 млрд. рублей, расходы в сумме 29,18 млрд. рублей;
в 2022 году - доходы в сумме 97,00 млрд. рублей, расходы в сумме 43,74 млрд. рублей;
в 2023 году - доходы в сумме 96,52 млрд. рублей, расходы в сумме 45,02 млрд. рублей.
По накопительной составляющей профицит бюджета ПФР планируется в 2021 году в объеме 40,36 млрд. рублей, в 2022 году - 53,26 млрд. рублей, в 2023 году - 52,50 млрд. рублей.
Профицит в 2021 году образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), что связано со снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из Фонда в НПФ. На 2022 - 2023 год профицит образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных УК, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию граждан - женщин 1967 года рождения.
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов в общей сумме в 2021 году - 63,0 млн. рублей, в 2022 году - 33,1 млн. рублей, в 2023 году - 17,4 млн. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, доходы от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, - в 2021 году - 1,4 млн. рублей (23,7% к 2020 году), в 2022 году - 0,6 млн. рублей, в 2023 году - 0,3 млн. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в 2021 - 2022 годах - 4,0 млрд. рублей ежегодно, в 2023 году - 3,9 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, в 2021 - 2023 годах - 3,8 млрд.рублей ежегодно.
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в 2021 году - 38,5 млн. рублей, в 2022 году - 35,5 млн. рублей, в 2023 году - 31,1 млн. рублей;
средства, поступающие от НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, запланированы в объеме 35,5 млрд.рублей в 2021 году, 36,6 млрд.рублей в 2022 году и 37,4 млрд.рублей в 2023 году;
средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию в 2021 году - 8,3 млрд. рублей (73,5% к 2020 году), в 2022 году - 7,6 млрд. рублей, в 2023 году - 7,5 млрд. рублей;
перечисленные управляющими компаниями средства в 2021 году - 17,6 млрд. рублей (75,9% к 2020 году), в 2022 году - 44,8 млрд. рублей, в 2023 году - 44,7 млрд. рублей;
средства МСК, передаваемые по заявлению на формирование накопительной пенсии матери, в 2021 году - 0,16 млрд. рублей, в 2022 году - 0,17 млрд. рублей, в 2023 году - 0,23 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что запланированный уровень доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений (СПН), а также уровень доходов от временного размещения СПН и ДСВ не обеспечивает превышение прогнозируемого уровня инфляции. Фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию СПН.
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии - в 2021 году - 1,3 млрд. рублей, в 2022 году - 3,6 млрд. рублей, в 2023 году - 4,9 млрд. рублей;
- на осуществление срочной пенсионной выплаты - 2021 году - 1,0 млрд. рублей, в 2022 году - 1,3 млрд. рублей, в 2023 году - 1,5 млрд. рублей;
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2021 году - 12,5 млрд. рублей, в 2022 году - 24,2 млрд. рублей, в 2023 году - 23,8 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2021 - 2023 годах в сумме 3,4 млрд.рублей ежегодно;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2021 году - 10,6 млрд. рублей, в 2022 году - 10,8 млрд. рублей, в 2023 году - 10,9 млрд. рублей;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в 2021 году предусмотрено 0,48 млрд. рублей, в 2022 году - 0,50 млрд. рублей, в 2023 году - 0,52 млрд. рублей.
Корректировка размера накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов не запланирована.
С 1 января 2014 года формируется резерв по обязательному пенсионному страхованию, который является обособленной частью пенсионных накоплений и подлежит обособленному учету.
Отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию запланированы в 2021 году - 2,4 млрд. рублей, в 2022 году - 2,5 млрд. рублей, в 2023 году - 2,6 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2021 года оценивается в сумме 1 150,6 млрд. рублей, из них:
935,1 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (с учетом возврата);
20,3 млрд. рублей - средства выплатного резерва, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
5,4 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
183,6 млн. рублей - остаток денежных средств выплатного резерва, находящихся в Фонде;
142,8 млн. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящихся в ПФР (в размере квартальной выплаты);
402,7 млн. рублей - остаток денежных средств резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию;
23,0 млн. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
1,3 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
181,5 млрд. рублей - средства резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
6,1 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря 2021 г.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2022 года расчетно составит 1 203,8 млрд. рублей, на конец 2023 года - 1 256,3 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2021 год в сумме 124,34 млрд. рублей (1,3% от общих расходов бюджета), на 2022 год в сумме 122,75 млрд. рублей (1,2%) и на 2023 год 126,45 млрд. рублей (1,2%).
Расходы на оплату труда работников Фонда предусмотрены с учетом пропуска (отказа) от индексации с 1 октября 2021 года и осуществления ежегодной индексации с 1 октября 2022 г. - 4% и с 1 октября 2023 г. - 4% и планируются на 2021 год в сумме 70,6 млрд. рублей, на 2022 год в сумме 71,3 млрд. рублей и на 2023 год - 74,2 млрд. рублей.
Расходы на международное сотрудничество на 2021 - 2023 годы определены в объеме 10,2 млн. рублей, 10,3 млн. рублей и 10,3 млн. рублей соответственно и включают взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения.
Расходы на информационно-разъяснительную работу составят в 2021 году -1,1 млрд. рублей, в 2022 - 2023 годах - 0,8 млрд. рублей ежегодно.
Счетная палата отмечает, что план информатизации ПФР не согласован Минкомсвязью России.
На бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на 2021 год в сумме 1,3 млрд. рублей, на 2022 - 2023 годы - 1,1 млрд. рублей ежегодно.
В состав расходов включены расходы по контрактам на строительство (реконструкцию) объектов, переходящим на 2021 год, расходы на строительство (приобретение) объектов для размещения органов Фонда в Крымском федеральном округе, расходы по обустройству инженерных сетей, по обеспечению надлежащей пожарной защищенности административных зданий и служебных помещений.
По состоянию на 1 января 2020 года сумма вложений средств бюджета ПФР в объекты незавершенного строительства составила 3 734 182,03 тыс. рублей (135 объектов). Потребность в средствах на капитальный ремонт зданий ПФР и его территориальных органов на 2020 - 2022 годы подтверждается необходимостью поддержания зданий Фонда в надлежащем техническом состоянии, соответствующем нормам для размещения сотрудников ПФР и приема населения, обеспечению пожарной безопасности и доступности для маломобильных групп населения.
Расходы на осуществление прикладных научных исследований в области социальной политики предусмотрены в 2021 - 2023 годах ежегодно предусматривается направить 30,0 млн.рублей (66,4% к 2020 году).
Счетная палата в своем заключении отмечает, что обоснования данных расходов на 2022 год представлены только на сумму 22,0 млн. рублей (73,3% планируемого объема расходов), на 2023 год обоснование расходов отсутствует.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что "ежегодное, начиная с 2014 года, продление "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования, а только откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами".
Выводы
Законопроект соответствует положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Законопроект разработан в соответствии с положениями проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования и пенсионного и социального обеспечения.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2021 году предусматривается направить 9 450,4 млрд. рублей или 98,5% всех расходов бюджета Фонда. В 2022 и 2023 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 9 964,8 млрд. рублей и 10 363,3 млрд. рублей (или 98,6% в 2022 - 2023 годах) соответственно.
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января 2021 года планируется на 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год, в 2022 году - на 5,9%, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6%, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.
Счетная палата поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что основные характеристики проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов позволяют в полном объеме осуществить выплаты по установленным федеральным законодательством обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, комитетов Совета Федерации, а также Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.