Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1027744-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - законопроект о бюджете Фонда) основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, а также на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При формировании доходной части бюджета ПФР учитывалось поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) исходя из установленного на постоянной основе тарифа страхового взноса на ОПС в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы, которая в 2021 году составит 1 465,0 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
С 2022 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. С учетом этого предельная величина базы в 2022 году составит 1 556,0 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, в 2023 году - 1660,0 тыс. рублей.
Бюджет ПФР на 2021 - 2023 годы сформирован с учетом следующих особенностей, в т.ч.:
- предусмотрены расходы на реализацию федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", включенного в национальный проект "Демография", в части расходов на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК), определены исходя из темпов роста родившихся первых и последующих детей. Кроме того в расходах на предоставление МСК учтено повышение размера МСК в случае рождения (усыновления) второго ребенка для лиц, первый ребенок у которых был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, в 2021 году повышение составит 155 550 рублей, в 2022 - 2023 годы размер доплаты увеличен на прогнозный индекс роста потребительских цен в указанные годы;
- предусмотрены расходы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2020 N 180 "О дополнительных мерах социальной защиты некоторых категорий граждан Российской Федерации" на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) новой категории граждан - лицам, проходившим военную службу в составе 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, и членов их семей;
- предусмотрены расходы на меры социальной поддержки лицам, награжденным знаком "Жителю осажденного Севастополя", в соответствии с законопроектом N 1019797-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты";
- в расходах на выплату страховой пенсии учтены назначения досрочной страховой пенсии по старости медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-2019 и подозрением на новую короновирусную инфекцию COVID-2019, в более ранние сроки в связи с льготным порядком исчисления выслуги лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-2019 и подозрением на новую короновирусную инфекцию";
- учтена пролангация "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на 2023 год (законопроект N 1027751-7);
- в расходах учтены положения проекта федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Законопроект N 1027748-7) , предусматривающие новый механизм установления величины прожиточного минимума на очередной год.
Общее материальное обеспечение неработающих пенсионеров с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет выше прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП, на сумму индексаций пенсий и ЕДВ в текущем году.
Основные показатели бюджета на 2020 - 2022 годы представлены в таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2020 год |
Рост (+)/снижение (-) 2021 г. к 2020 г., % |
|||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
ДОХОДЫ - всего, |
8 937,32 |
9 101,84 |
10 015,14 |
10 565,20 |
+1,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 890,33 |
9032,30 |
9 918,14 |
10 467,68 |
+1,6 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
46,99 |
69,54 |
97,00 |
97,52 |
+48,0 |
из общего объема доходов: |
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты, полученные: |
|
|
|
|
|
из федерального бюджета, в т. ч. |
3 217,45 |
3 344,96 |
3 897,18 |
4 026,90 |
+4,0 |
на обязательное пенсионное страхование |
840,50 |
427,61 |
830,24 |
777,68 |
снижение почти в 2 раза |
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
69,34 |
478,01 |
511,02 |
546,83 |
увеличение более чем в 6 раз |
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала |
694,13 |
705,62 |
712,14 |
702,80 |
+1,7 |
на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
100,87 |
115,73 |
130,07 |
144,03 |
+14,7 |
на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии |
47,86 |
87,43 |
84,85 |
84,75 |
увеличение в 1,8 раза |
на выплату пенсий, пособий, социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 464,75 |
1 530,56 |
1 628,86 |
1 770,81 |
+4,5 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
4,46 |
3,67 |
3,89 |
4,13 |
-17,7 |
РАСХОДЫ - всего, |
9 146,49 |
9 596,68 |
10 109,97 |
10 512,70 |
+4,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
9 104,07 |
9 567,50 |
10 066,23 |
10 467,68 |
+5,1 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
42,42 |
29,18 |
43,74 |
45,02 |
-31,2 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+), всего, в том числе: |
-209,17 |
-494,84 |
-94,83 |
+52,50 |
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
-213,74 |
-535,20 |
-148,09 |
0,00 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
+4,57 |
+40,36 |
+53,26 |
+52,50 |
|
Источники покрытия дефицита: |
|
|
|
|
|
Справочно: |
|
|
|
|
|
Остатки средств бюджета ПФР на начало периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
335,22 |
535,20 |
148,09 |
0,00 |
|
Прогнозируемый общий доход бюджета Фонда в 2021 году составит 9 101,84 млрд. рублей, что на 1,8% больше объема доходов 2020 года, из них 9 032,30 млрд. рублей - доходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
В 2022 - 2023 годах общий объем доходов составит 10 015,14 млрд. рублей и 10 565,20 млрд. рублей соответственно.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС в 2021 году прогнозируется в сумме 5 667,4 млрд. рублей, в 2020 году - 5 655,3 млрд. рублей (рост 0,2%), из них страховые взносы на ОПС на выплату страховых пенсий прогнозируется в объеме 5 667,3 млрд. рублей, увеличение к 2020 году - 0,2%, из них в т.ч.:
- страховые взносы на ОПС от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды - 5 415,4 млрд. рублей. В составе страховых взносов учтены поступления от отдельных категорий плательщиков, применяющих пониженный тариф страховых взносов, (организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий - 6%, организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития - 6% и др.);
- страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста - 85,36 млрд. рублей;
- страховые взносы от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам с учетом поступлений в счет погашения задолженности за расчетные периоды, истекшие до 2010 года и до 2013 года - 166,1 млрд. руб. (рост к 2020 году - 3,1%). Размер страхового взноса в фиксированном размере для указанных плательщиков за расчетный период 2021 года определен на уровне 2020 года в размере 32 448 рублей, на 2022 - 2023 годы размер определен с учетом темпов роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и составит 34 445 рублей и 36 723 рублей соответственно;
- поступления страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию - 429,6 млн. рублей (рост в 2,5 раза к 2020 году).
Взносы от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, прогнозируются в 2021 году в сумме 9,99 млрд. рублей и 2,88 млрд. рублей соответственно.
Общая сумма, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ПФР, в 2021 году прогнозируется в объеме 3 344,96 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в 2020 году (в 2022 - 2023 годах объемы межбюджетных трансфертов составят 3 897,18 млрд. рублей и 4 026,90 млрд. рублей соответственно).
Объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составит 1 726,97, что больше объемов 2020 года на 1,3 процента, из них в том числе:
- на обязательное пенсионное страхование - 427,61 млрд. рублей. Снижение к объему трансферта на ОПС в 2020 году почти в 2 раза обусловлено принятому на заседании Правительства Российской Федерации 8 октября 2020 года решения о предоставлении в 2020 году бюджету Пенсионного Фонда Российской Федерации дополнительного объема межбюджетного трансферта из федерального бюджета на ОПС в размере 941, 4 млрд. рублей в целях обеспечения 100-процентного исполнения обязательств по выплате страховых пенсий и пособий посредством возмещения перераспределенных бюджетных ассигнований и компенсаций потерь по страховым взносам в результате введенных ограничений в деятельности предприятий, вызванных распространением новой короновирусной инфекцией COVID-2019.
- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 115,73 млрд. рублей (рост против 2020 года на 14,7%);
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 705,62 млрд. рублей (рост к 2020 году на 1,7%);
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей - 478,01 млрд. рублей (рост к 2020 году в 6,9 раз).
Комитет обращает внимание на значительный рост трансферта на компенсацию выпадающих доходов, что обусловлено реализацией поручений Президента Российской Федерации по итогам обращения Президента Российской Федерации к гражданам Российской Федерации 25 марта 2020 года в связи с распространением короновирусной инфекции на территории страны, предусматривающими, в том числе, оказание поддержки плательщикам страховых взносов, признаваемым субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, в части установления таким плательщикам, начиная с 2021 года, пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% в отношении выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Кроме этого, начиная с 2019 года, установлен новый порядок определения объема компенсации, определенного как разница между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из тарифа 22% в пределах установленной величины базы и 10% с сумм, превышающих предельную величину базы, и суммы, подлежащей уплате ими в соответствии с установленными налоговым законодательством пониженными тарифами (до 2019 года возмещению из федерального бюджета подлежали выпадающие доходы бюджета ПФР в связи с установлением временных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% вместо 26%), что также повлияло на рост трансферта.
В 2022 - 2023 годах объемы межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составят 2 183,5 млрд. рублей и 2 171,3 млрд. рублей соответственно.
На иные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР, в 2021 году планируется направить 1 530,56 млрд. рублей, что на 4,5% больше, чем в 2020 году, в т.ч.:
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ГПО), доплат к пенсиям, пособий, компенсаций - 632,73 млрд. рублей (рост к 2020 году на 9,1%);
- на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ - 425,3 млрд. рублей (рост к 2020 году на 1,4%);
- на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) - 443,4 млрд. рублей (рост к 2020 году на 3,5%);
- на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 87,4 млрд. рублей (рост к 2020 году в 1,8 раза);
- на оплату стоимости проезда пенсионерам - "северянам" к месту отдыха и обратно один раз в два года - 4,7 млрд. рублей (рост к 2020 году на 6,8%);
- на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров- 486,2 млн. рублей (рост к 2020 году в 1,8 раза);
- на ежегодную денежную выплату ко Дню Победы - 0,4 млрд. рублей.
В 2021 - 2022 годах объемы межбюджетных трансфертов на иные выплаты составят 1 628,9 млрд. рублей и 1 770,8 млрд. рублей соответственно.
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в 2021 году составит 9 596,68 млрд. рублей, что на 4,9% больше расходов, предусмотренных на 2020 год, из них расходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии составят 9 567,50 млрд. рублей.
При формировании расходной части бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2021 год учтена прогнозная численность получателей пенсий, которая приведена в таблице:
(тыс. человек) | ||||
|
Отчет |
Прогноз на 2021 год |
||
На начало 2020 года |
На начало 2021 года |
На начало 2022 года |
Увеличение/ уменьшение численности пенсионеров за 2021 год |
|
Всего пенсионеров |
43 552,7 |
43 253,1 |
42 991,4 |
-261,7 |
пенсионеров - получателей страховой пенсии* из них: |
39 852,8 |
39 502,1 |
39 211,3 |
-290,8 |
пенсионеров - получателей накопительной пенсии |
78,0 |
89,7 |
103,0 |
+13,3 |
пенсионеры - получатели срочной пенсионной выплаты |
31,1 |
35,8 |
40,5 |
+4,7 |
пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
3 699,9 |
3 751,0 |
3 780,1 |
+29,1 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеры, получающие социальные пенсии |
3 199,6 |
3 209,5 |
3 219,4 |
+9,9 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой пенсии по старости |
797,6 |
809,9 |
820,2 |
+10,3 |
------------------------------
* с учетом получателей страховых пенсий федеральных государственных гражданских служащих, летчиков-испытателей, космонавтов и членов их семей.
------------------------------
Снижение числа получателей страховых пенсий в 2021 году на 261,7 тыс. человек обусловлено вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ).
Вместе с тем, в 2021 году так же, как и в 2020 году, прогнозируется рост получателей социальной пенсии, накопительной пенсии, получателей срочной пенсионной выплаты.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту в составе расходов на пенсионное обеспечение граждан учтены положения Закона N 350-ФЗ, а именно:
возможность назначения страховых пенсий гражданам, которые в 2020 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста;
назначение страховой пенсии на 24 месяца ранее общеустановленного пенсионного возраста гражданам, имеющим страховой стаж 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно);
женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, а также женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В составе расходов в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, учтены сроки индексации (повышения) пенсий на 2021 - 2023 годы, которые представлены в таблице:
|
Прогноз |
Плановый период |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
103,8 |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. |
9 240 |
10 022 |
10 115 |
10 818 |
ПМП за 2019 год - 9 002 руб. |
|
|
|
|
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января, руб., |
5 686,25 |
6 044,48 |
6 401,10 |
6 759,56 |
увеличение, % |
6,6 |
6,3 |
5,9 |
5,6 |
Индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению: с 1 апреля |
6,1% |
2,6% |
8,5% |
0,9% |
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий в 2021 - 2023 годах определены с учетом положений статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ, предусматривающих установление с 1 января каждого года стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в твердом размере.
Согласно данным, представленным в таблице, индексация социальных пенсий в 2021 году предполагается в размере 2,6%, в 2022 году - 8,5%, в 2023 году - 0,9%.
Комитет отмечает, что предусмотренный Законопроектом N 1027748-7 новый механизм исчисления величины прожиточного минимума пенсионера позволит ежегодно обеспечивать рост ПМП исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год, что даст возможность индексировать социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размер которых зависит от размера социальной пенсии, более высокими темпами, чем по действующему законодательству.
Как видно из представленной таблицы объективно индексация пений по ГПО в 2022 году запланирована в размере 8,5%, однако в 2023 году индексация социальных пенсий составит всего 0,9 процента.
С учетом мероприятий по повышению пенсий, средние размеры пенсий составят:
|
Отчет |
Прогноз |
||
|
На конец 2019 года |
На конец 2020 года |
На конец 2021 года |
Увеличение за 2021 год, руб./% |
Страховая пенсия и фиксированная выплата к ней, руб. |
14 608,16 |
15 457,18 |
16 245,80 |
788,62 (5,1%) |
Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров, руб. |
15 496,20 |
16 470,15 |
17 406,05 |
935,90 (5,7%) |
Социальная пенсия, руб. |
9 286,58 |
9 865,95 |
10 122,46 |
252,51 (2,6%) |
Соотношения среднегодовых размеров пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) в 2021 - 2023 годах приведены в таблице:
Соотношение |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
среднегодового размера страховой пенсии |
161,7% |
167,9% |
164,0% |
среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров |
174,1% |
181,6% |
178,4% |
среднегодового размера социальной пенсии |
100,4% |
106,5% |
102,2% |
Всего на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан в 2021 году будет направлено 8 347,1 млрд. рублей или 87,2% от расходов бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, из них в т.ч.:
- 7 801,1 млрд. рублей - расходы на выплату страховых пенсий (рост к 2020 году на 5,4%);
- 509,4 млрд. рублей - расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ГПО), доплат к пенсиям, что на 2,6% больше объемов предусмотренных на указанные цели в 2020 году.
Кроме того, в расходной части предусмотрены:
- расходы на финансовое обеспечение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 425,32 млрд. рублей, что на 1,4% больше расходов, предусмотренных на эти цели в 2020 году. Расходы определены с учетом индексации ЕДВ с 1 февраля на прогнозный индекс роста потребительских цен за предыдущий год (в 2021 году - 3,8%);
- выплату материнского (семейного) капитала (МСК) - 443,2 млрд. рублей, что на 3,5% больше, чем в 2020 году;
- выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) 3,3 млн. получателям в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации - 87,4 млрд. рублей. Увеличение расходов на выплату ФСД в 2021 году по сравнению с расходами 2020 года на 38% (в 2020 году расходы составили 63,4 млрд. рублей) обусловлено прогнозируемым увеличением количества субъектов Российской Федерации, в которых будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии, в связи с нормами Законопроекта N 1027748-7, предусматривающими ежегодное увеличение прожиточного минимума на темп роста медианного дохода и установлением Правительством Российской Федерации величины ПМП с учетом прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации;
- компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров - 486,2 млн. рублей (рост к 2020 году в 1,8 раза).
- компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами в общей сумме 119,8 млрд. рублей.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемая бюджету ПФР, соответствует объемам средств, предусмотренным в законопроекте о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
- на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР в сумме 124,34 млрд. рублей (1,3% от расходов);
- финансовое обеспечение мероприятий в области социальной политики, в части проводимой ПФР информационно-разъяснительной работы среди граждан - 1,1 млрд. рублей, что на 8,3% меньше расходов 2020 года, и другие расходы.
В 2021 году дефицит бюджета Фонда по распределительной составляющей бюджета составит 535,2 млрд. рублей и будет покрываться за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 01.01.2021 года.
При формировании проектировок бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2021 год доходы прогнозируются в сумме 69,5 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2020 году. В 2022 - 2023 годах доходы прогнозируются в объемах 97,0 млрд. рублей и 97,5 млрд. рублей соответственно.
В составе доходов на 2021 год учтены:
страховые взносы на накопительную пенсию в счет погашения задолженности по уплате указанных страховых взносов за расчетные периоды с 2002 по 2013 годы, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 г., пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступающие в Фонд в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную пенсию - 63,0 млн. рублей (снижение против 2020 года на 120,4 млн. рублей);
средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) - 35,5 млрд. рублей (увеличение на 33,0 млрд. рублей против 2020 года);
доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, доходы от временного размещения ПФР средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию - 39,86 млн. рублей (снижение к 2020 году в 2,6 раза);
дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, на общую сумму 4,0 млрд. рублей (снижение к 2020 году на 11%);
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - 3,8 млрд. рублей (снижение к 2020 году на 15,5%);
доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию- 25,9 млрд. рублей и другие поступления.
расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, прогнозируются в сумме 29,2 млрд. рублей (в 2020 году 42,4 млрд. рублей, снижение на 31%). Расходы на 2022 - 2023 годы составят 43,7 млрд. рублей и 45,0 млрд. рублей соответственно.
В составе расходов на 2021 год учтены:
расходы на выплату накопительной пенсии - 1,3 млрд. рублей, что на 8,3% больше, чем в 2020 году и связано с увеличением прогнозируемого числа получателей до 103,0 тыс. человек (в 2020 году число получателей составило 94,5 тыс. человек). Среднегодовой размер накопительной пенсии в 2021 году составит 1 017,64 рубля;
расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты - 1,0 млрд. рублей (в 2020 году расходы составили 765,2 млн. рублей). Прогнозируемое количество получателей - 40,5 тыс. человек (в 2020 году - 35,3 тыс. человек). Среднегодовой размер срочной выплаты в 2021 году составит 2 101,36 рубля;
расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 12,5 млрд. рублей (рост к 2020 году - 11,6%) рублей). Прогнозируемое количество получателей 804,4 тыс. человек, что на 8,8 тыс. человек меньше, чем в 2020 году;
расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, в том числе за счет резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию - 3,4 млрд. рублей.
В 2021 году предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в объеме 10, 6 млрд. рублей, что на 41,9% меньше, чем в 2020 году.
Прогнозируемый в 2021 году профицит бюджета ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в размере 40,36 млрд. рублей, образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что связано со снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из Фонда в НПФ в силу Федерального закона от 29.07.2018 N 269-ФЗ, ограничивающего варианты подачи заявлений о переходе из ПФР в НПФ (лично или через представителя в ПФР и путем подачи электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг).
Вместе с тем, комитет неоднократно отмечал, что ежегодное, начиная с 2014 года, продление "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования, а только откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами.
Обращаем внимание, что в настоящее время ПФР является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения. Фонд выполняет ряд социально значимых функций, среди которых функции, не свойственные ПФР, как страховщику по обязательному пенсионному страхованию в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", например, предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии, выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и другие.
Комитет неоднократно высказывал свою позицию о необходимости в целях совершенствования работы Фонда ускорить разработку Правительством Российской Федерации федерального закона, определяющего статус Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако до настоящего времени основным документом, определяющим статус ПФР, является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1.
Вместе с тем, как следует из текста статьи 6 Законопроекта о бюджете Фонда, в 2021 - 2023 годах предусматриваются расходы на функции по назначению отдельных мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами на основании соглашений о передаче полномочий по назначению мер социальной поддержки, заключенных Фондом с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
При этом комитет полагает, что расширение полномочий ПФР в части наделения его функциями, не свойственными ему, как страховщику по обязательному пенсионному страхованию, необходимо решать на федеральном уровне путем принятия соответствующего федерального закона.
В целом основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2021 - 2023 годы позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты в установленные сроки и в полном объеме.
На исполнение Фондом публичных нормативных обязательств в 2020 году будет направлено 9 450,4 млрд. рублей или 98,5% общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.