Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект содержит показатели федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, устанавливает нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, перечни главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утверждает распределение бюджетных ассигнований, определяет особенности администрирования отдельных доходов, особенности исполнения федерального бюджета, регулирует вопросы долга Российской Федерации.
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), определяющей основные характеристики федерального бюджета, являющиеся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении, не урегулировано утверждение такой основной характеристики федерального бюджета, как прогнозируемый объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета, что предлагается в пункте 1 части 1 статьи 1 законопроекта. Данной статьей БК РФ предусмотрено утверждение прогнозируемого объема только дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Федеральным законом от 1 октября 2020 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" в положения статьи 62 БК РФ, регулирующие поступление в бюджеты платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, расположенных в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений, внесены изменения, добавляющие к названным муниципальным образованиям муниципальные округа. Поскольку положения БК РФ в редакции указанного Федерального закона применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, положения части 9 статьи 2 законопроекта нуждаются в уточнении в части поступления платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, расположенных в границах муниципальных округов.
Проектируемые нормы статьи 5 законопроекта, регулирующие вопросы казначейского сопровождения средств, включаются в федеральные законы о федеральном бюджете начиная с 2016 года. Считаем, что соответствующие положения должны носить не временный, а постоянный характер с включением в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Данное положение в части пределов бюджетных ассигнований не отражено в статье 11 законопроекта, регулирующей предоставление бюджетных кредитов, в связи с чем указанная статья нуждается в уточнении.
В пункте 7 части 1 статьи 21 законопроекта говорится о бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, направляемых, в частности, в целях социально-экономического развития Сахалинской области "в размере до 50 процентов объема поступлений от налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" по нормативу 50 процентов". Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 345-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2018 - 2024 годах норматив зачисления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" равен 75 процентам. Поскольку неясно, о каком нормативе 50 процентов идет речь, проектируемую норму необходимо уточнить, указав, например, ссылку на соответствующую норму, устанавливающую такой норматив.
Приложение N 1 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" устанавливает норматив зачисления от доходов за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах. В настоящее время государственная пошлина за выдачу указанных аттестатов не предусмотрена, в связи с чем неясно, как может быть сформирован данный источник доходов соответствующих бюджетов. Взимание государственной пошлины за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, предусматривается законопроектом N 864169-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", принятым Государственной Думой в первом чтении 15 июля 2020 года. Законопроект с соответствующими поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации в Государственную Думу не вносился. Представленный законопроект и все перечисленные изменения законодательных актов должны быть синхронизированы по содержанию и срокам вступления в силу.
Кроме того, в приложении N 1 предусмотрен такой вид дохода как акцизы на никотинсодержащие жидкости, производимые на территории Российской Федерации. Указанное положение следует терминологически согласовать со статьей 181 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой подакцизными товарами являются жидкости для электронных систем доставки никотина.
В связи с использованием в приложении 8 законопроекта (наряду со статьей 51 БК РФ) понятия "договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" сообщаем, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" внесены изменения, предусматривающие замену указанного понятия на "договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (вступили в силу 1 апреля 2018 года).
Обращаем внимание, что при рассмотрении данного законопроекта, а также законопроекта N 1027755-7 "О приостановлении действия абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" следует учитывать положение части 5 статьи 33 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которым размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации. Аналогичные нормы уточняющего характера содержатся в статье 2 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации", устанавливающей правила, при которых уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, более чем на 5 процентов - только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.
Юридико-технические, редакционные и иные замечания переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.