Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 14 октября 2020 г. N 92)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2020 года рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее также - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений.
Законопроект исходит из прогноза роста ВВП России в 2021 году по сравнению с ожидаемым уровнем текущего года на 3,3% до 115 533 млр д.р., роста общего объема инвестиций на 9,1% до 20 895 млр д.р., роста доходов бюджета на 5,1% до 18 765,1 млр д.р., роста доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 31,9% в 2021 году, снижения расходов бюджета на 4,2% с 22 561,7 до 21 520,1 млр д.р., уровня инфляции в размере 3,7%, уменьшения размера дефицита бюджета с 4 709,3 до 2 755,0 млр д.р. (2,38% от ВВП).
Согласно законопроекту финансирование государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих организаций, общественных организаций в части вопросов ведения Комитета осуществляется по нескольким направлениям.
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", входящая в состав Государственной программы "Социальная поддержка граждан", направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО), оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности СО НКО, развитие механизмов привлечения на конкурсной основе СО НКО к оказанию социальных услуг.
Основным мероприятием подпрограммы является оказание государственной поддержки общественным и иным некоммерческим организациям в форме предоставления субсидий, реализация комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, к бюджетным средствам, выделяемых на предоставление социальных услуг.
Согласно законопроекту финансирование указанной подпрограммы в 2021 году составит 1 201,5 мл н.р., что существенно - на 23,30% ниже, чем в 2020 году (1 563,3 мл н.р.). В сопроводительных материалах к законопроекту о бюджете такое масштабное сокращение не обосновывается, причем оно выходит за рамки общего сокращения незащищенных расходов бюджета, которое в среднем составляет около 10%.
Комитет отмечет отсутствие оснований для сокращения финансирования данной подпрограммы в силу актуальности основных задач и целей ее реализации, особенно с учетом необходимости преодоления негативного эффекта от ограничений, вызванных противодействием короновирусной инфекции. По мнению Комитета, сокращение финансирования указанной подпрограммы не соответствует государственной политике, направленной на максимально возможное использование позитивного потенциала СО НКО в сферах государственной социальной помощи нуждающимся категориям граждан, дополнительного образования, медицины, культуры и иных социально значимых областях общественной жизни, связанных с глобальной задачей сохранения и развития "человеческого потенциала".
Комитет обращает внимание, что из представленной в составе сопроводительных материалов к законопроекту информации о реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" исключены все важнейшие показатели (индикаторы), такие как: количество СО НКО, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан; количество граждан, принимающих участие в деятельности СО НКО; количество СО НКО, которым оказана финансовая поддержка; количество СО НКО, которым оказана поддержка в нефинансовых формах; количество СО НКО, которые реализуют программы по оказанию поддержки других СО НКО.
В настоящее время исключенные индикаторы заменены тремя показателями, характеризующими число субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы поддержки СО НКО (83 как в 2020 г., так и в 2021 г.); число субъектов Российской Федерации, более 10% муниципальных образований в которых реализуют муниципальные программы поддержки СО НКО (рост с 50% в 2020 г. до 60% в 2021 г.); количество социально значимых мероприятий, реализуемых отдельными общественными и иными некоммерческими организациями (рост с 220 в 2020 г. до 240 в 2020 г.).
К сожалению, необходимо отметить, что два первых индикатора имеют формальный характер и не дают никакого представления о региональных и муниципальных программах поддержки СО НКО, а третий индикатор представляется также нерелевантным, поскольку не ясно - о каких отдельных НКО и о каких мероприятиях идет речь и как это характеризует их деятельность.
Комитет обращает внимание на то, что отсутствие необходимых показателей (индикаторов) не позволяет определить эффективность реализации подпрограммы, выработать меры по ее повышению, а также объективно оценить оптимальный объем субсидий, предоставляемых в рамках подпрограммы СО НКО, работающих в сфере социального обслуживания. В значительной степени сложившаяся ситуация является результатом отсутствия единой общероссийской базы данных (информационного портала) СО НКО, о необходимости создания которой неоднократно указывалось Комитетом. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации (ответственное ведомство - Минэкономразвития России) ведется активная работа по формированию единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, в отношении которых на долгосрочной основе будет реализовываться меры государственной поддержки.
Кроме финансирования в рамках упомянутой подпрограммы законопроектом предусмотрено выделение 96,7 мл н.р. на реализацию молодежных проектов и мероприятий по различным направлениям добровольчества (волонтерства) для проведения Международного форума добровольцев "Мы вместе" (с вручением международной премии "Мы вместе"); субсидии в размере 224,7 млн л.р. на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" (к сожалению, имеет место уменьшение по сравнению с 250 мл н.р. в 2020 .); субсидии в размере 76,5 мл н.р. на реализацию региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений (национальный проект "Демография") - мероприятия по формированию приверженности здоровому образу жизни у граждан, включая мероприятия, направленные на снижение уровня потребления алкоголя и табака, профилактику репродуктивного здоровья.
Законопроект предусматривает выделение 16 мл н.р. на привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев в форме предоставления субсидий на частичное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученных указанными лицами на реализацию инвестиционных проектов в указанной сфере. В 2019 г. на аналогичные цели было выделено 73,1 мл н.р., в 2020 году средства на эти цели не выделялись. В этой связи Комитет поддерживает возобновление указанного финансирования, отмечая в то же время его крайне недостаточный характер в связи с развитием социального предпринимательства и ростом активности СО НКО в данной сфере.
Финансирование некоммерческих организаций в форме субсидий на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, осуществляется также в рамках финансового обеспечения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года. В частности, согласно подпункту "л" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписывалось "предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Общий объем указанных субсидий, предоставляемых Фондом Президентских грантов (далее также - Фонд) на конкурсной основе, в 2020 году был запланирован в размере 8,0141 млр д.р. Однако в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2.04.2020 г. N Пр-619 из резервного фонда Президента Российской Федерации Фонду президентских грантов выделено дополнительно 3 млр д.р., кроме того такая же сумма должна дополнительно выделяться указанному Фонду в 2021 - 2023 гг. Таким образом, общий объем средств фонда в 2020 году составил 11,0141 млр д.р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного перечня поручений Президента РФ следует читать как "03.04.2020 г."
Однако в законопроекте в 2021 году предусмотрено уменьшение финансирования Фонда на 800 мл н.р. до 10,2127 млр д.р., в результате чего впервые произойдет уменьшение общего объема бюджетных средств, выделяемых Фонду по сравнению с предыдущим годом.
Учитывая отмеченное руководителем Фонда президентских грантов повышение качества заявок некоммерческих неправительственных организаций на бюджетное софинансирование реализуемых ими проектов и увеличение количества таких заявок, в первую очередь из регионов, Комитет считает целесообразным как минимум сохранение в 2021 году уровня финансирования Фонда. Комитет отмечает, что деятельность Фонда носит весьма эффективный характер, и данный канал государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных организаций является по существу оптимальной формой их поддержки, более успешной в аспекте реальной отдачи от осуществленных проектов по сравнении с иными формами господдержки.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста экономики, падения реально располагаемых доходов населения и повышения общественной активности российских граждан одним из приоритетов государственной, в том числе бюджетной политики, должно стать развитие некоммерческого сектора, в частности, СО НКО и в целом реализация конструктивного потенциала институтов гражданского общества.
Финансирование наиболее значимых и авторитетных общероссийских общественных организаций осуществлялось в последние годы посредством предоставления из федерального бюджета прямых субсидий на государственную поддержку отдельных, наиболее значимых общественных и иных некоммерческих организаций (приложение N 24 к Закону о бюджете на текущий год). Общий объем субсидий в 2020 году составляет 1 548,0 мл н.р.
Однако в законопроекте и сопроводительных материалах к нему данное распределение средств отсутствует, равно как и обоснование отказа от его формирования.
Комитет считает такой подход неправильным и отмечает особую социально-политическую значимость непосредственного обозначения в приложении к Федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год размеров денежных средств, выделяемых в качестве субсидии наиболее значимым общероссийским общественным организациям. Отказ от такой практики может повлечь за собой существенные негативные последствия для деятельности таких организаций, в том числе при формировании плана проводимых ими мероприятий в 2021 году, а также вызвать рост социальной напряженности у многочисленных категорий граждан, которым данные общественные организации оказывают в различных формах социальную помощь и поддержку.
В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении Комитет считает целесообразным восстановить распределение прямых субсидий наиболее значимым общероссийским общественным организациям, сохранив реальный (с учетом инфляции) общий объем субсидий, как минимум, на уровне 2020 года.
Вместе с тем, Комитет поддерживает высказанное Счетной палатой Российской Федерации предложение о необходимости анализа на предмет целевого характера и эффективности расходования бюджетных средств по всем общероссийским российским общественным организациям, включенным в приложение N 24 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Законопроект предусматривает выделение в 2021 году "отдельной строкой" 1 536,42 мл н.р. на оказание государственной поддержки общероссийским общественным организациям инвалидов в форме субсидий и грантов, что соответствует уровню 2020 года.
Комитет отмечает, что в рамках Государственной программы Российской Федерации "Юстиция" осуществляется финансирование осуществления органами юстиции ряда регулятивных полномочий в отношении некоммерческих организаций (подпрограмма "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций"). Одним из ее целевых показателей (индикаторов) является соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом или Минюстом России, и общего числа принятых решений. Согласно информационным материалам по указанной Государственной программе данное соотношение должно составлять менее 0,1% в 2018 - 2021 годах.
Еще одним значимым показателем в рамках защиты прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижения административных барьеров является увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным. Данный показатель согласно материалам по Государственной программе должен составлять в 2018 - 2021 годах не менее 90%. Следует отметить, что Минюстом России обеспечивается достижение всех указанных индикаторов.
Финансирование подпрограммы "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" в 2021 году запланировано в объеме 196,7 мл н.р., не изменившись по сравнению с Законом о бюджете на 2020 год, однако резко уменьшившись по сравнению с бюджетной росписью (фактическим уровнем финансирования) в 2020 году (827,7 мл н.р.).
Деятельность Минюста России и территориальных органов юстиции по контролю и надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, финансируется в рамках подпрограммы "Повышение эффективности государственного управления при реализации Государственной программы Российской Федерации "Юстиция". Расходы по данной подпрограмме планируется также значительно сократить по сравнению с фактическим объемом финансирования в 2020 году - с 4 113 мл н.р. до 3 149,2 мл н.р.
Уменьшение финансировано частично объясняется уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 - 2022 годах на 362,0 млн рублей в связи с отнесением ФССП России к федеральному органу принудительного исполнения Российской Федерации в целях обеспечения выплат социального характера (пособий по уходу за ребенком, пособий по беременности и родам, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, а также пособий на погребение умерших сотрудников) за счет экономии расходов по налогам на имущество, транспортному налогу и иным расходам.
Комитет полагает, что функции государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, иностранных неправительственных организаций имеют крайне важное значение для обеспечения строгого соблюдения указанными организациями законодательства Российской Федерации, сохранения политической стабильности в Российской Федерации, предотвращения попыток ряда иностранных государств вмешаться во внутренние дела нашей страны путем использования прямо или косвенно контролируемых ими некоммерческих организаций. В таких условиях сокращение возможностей Минюста России и территориальных органов юстиции по исполнению своих функций Комитет считает недопустимым и усматривает необходимость отказа от сокращения финансирования более чем на указанную в обосновании сумму 362 мл н.р.
Комитет является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе Государственной программы "Реализация государственной национальной политики", в которую входят, в частности, подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации", "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве". Государственная программа администрируется Федеральным агентством по делам национальностей.
Финансирование подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации" составит в 2021 году 1 555,6 мл н.р., что ниже показателя 2020 года - 1 719,8 мл н.р., Основное направление финансирования - субсидии на поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности.
Комитет не может поддержать более чем 10% сокращение финансирования указанной подпрограммы, эффективная реализация которой имеет важное значение для сохранения межнационального и межрелигиозного согласия в российском обществе.
Финансирование подпрограммы "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве" составит в 2021 году 75,7 мл н.р., что выше показателя 2020 года - 64,9 мл н.р. Основное направление финансирования - мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Комитет считает обоснованным увеличение финансирования данной подпрограммы в силу особой важности задачи сохранения в нашей стране межнационального и межконфессионального мира и согласия и недопущения проявлений экстремизма в данной сфере.
Общий размер предоставляемых в 2021 году по линии Минкультуры России субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям составит 9 963 293,4 мл н.р., что существенно меньше показателя 2020 года - 15 841 мл н.р.
В частности, в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" предусмотрена субсидия Русской православной Старообрядческой Церкви в размере 350 мл н.р. для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав "Ансамбль Рогожской старообрядческой общины, XIX - начало XX вв." и "Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины".
Одной из причин уменьшения субсидий некоммерческим организациям по линии Минкультуры России является частичное замещение субсидий прямыми бюджетными ассигнованиями.
Комитет полагает целесообразным включение в состав показателей (индикаторов) подпрограммы "Наследие" Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" информации о числе объектов культурного наследия, используемых, в том числе в религиозных целях, а также о проведении мероприятий по их сохранению и реставрации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и отмечает необходимость увеличения финансовой поддержки из средств федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций, в первую очередь, включенных в реестр исполнителей общественно полезных услуг, а также общероссийских общественных организаций.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.