Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1051588-7 "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 3 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем вышеуказанные положения Лесного кодекса Российской Федерации не учитывают специфику кочевого пчеловодства в связи с необходимостью перемещения пасек к местам наиболее высокого медосбора до 2 - 4 раз за сезон.
При этом вывоз ульев с пчелами на медосбор (кочевое пчеловодство) рассматривается в качестве отдельного направления осуществления пчеловодства (пункты 8-10, 12, 24 Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19.05.2016 N 194).
Кроме того, установленный Лесным кодексом Российской Федерации порядок предоставления лесных участков для ведения сельского хозяйства, в том числе пчеловодства, является затратным и трудноисполнимым для граждан, заинтересованных в осуществлении пчеловодства.
Процедура формирования лесного участка связана с его проектированием, разработкой межевого плана и постановкой участка на кадастровый учет. При ее прохождении часто возникают проблемы, связанные с согласованием границ лесного участка с другими пользователями, которые уже оформили свои права (например, внутри уже сформированных лесных участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины).
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.06.2017 N 314, граждане, юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанные сложности при оформлении лесных участков для осуществления пчеловодства приводят к отказу граждан от осуществления указанного вида деятельности либо к незаконному осуществлению пчеловодства на землях лесного фонда в отсутствие заключенного договора аренды лесного участка или договора безвозмездного пользования лесным участком.
С учетом изложенного подготовлен настоящий законопроект, основной целью которого является установление положений об использовании лесов или лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, гражданами для размещения ульев в целях осуществления пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута (по аналогии с регулированием отношений в части использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута (части 3, 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 39.33, подпункт 3 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что допускается использование лесов или лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, гражданами для размещения ульев в целях осуществления пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута, если осуществление указанного вида деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства или возведение некапитальных строений, сооружений (проектируемый абзац первый части 4.1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом следует учитывать положения части 2 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предлагается отнести полномочия по:
1) выдаче разрешений для размещения ульев в целях осуществления гражданами пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута (проектируемый пункт 7.4 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации);
2) установлению периодов размещения ульев в целях осуществления - гражданами пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута (проектируемый пункт 7.5 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации).
Периоды размещения ульев в целях осуществления гражданами пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута в зависимости от природно-климатических условий с учетом региональной специфики будут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (проектируемый абзац второй части 4.2 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац второй части 4.2 статьи 38" следует читать "абзац второй части 4.1 статьи 38"
Необходимо отметить, что наряду с изменениями, предусмотренными законопроектом, в Лесном кодексе Российской Федерации сохраняется возможность предоставления лесных участков в целях осуществления пчеловодства на основании договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного пользования лесными участками.
В целях исключения конкуренции правовых норм законопроектом предлагается в статье 38 Лесного кодекса Российской Федерации:
1) часть 4 дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи";
2) часть 5 дополнить словами "с учетом особенностей, предусмотренных частями 4.1, 4.2 настоящей статьи".
Кроме того, в целях согласования вышеуказанных проектируемых положений Лесного кодекса Российской Федерации с нормами Земельного Кодекса Российской Федерации предлагается внести изменения в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изложенной в заключении на проект федерального закона N 176153-7 (принят в качестве Федерального закона от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование"), случаи использования лесов без предоставления лесных участков и установления сервитута, публичного сервитута уже установлены в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предполагает иного регулирования.
Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить подпунктом 8, в соответствии с которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения ульев, предназначенных для осуществления пчеловодства для собственных нужд.
Использование земель или земельных участков в вышеуказанных целях будет осуществляться на срок не более чем шесть месяцев на основании разрешений уполномоченного органа.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
Принятие предлагаемого законопроекта в качестве федерального закона позволит упростить порядок использования лесов гражданами для размещения ульев в целях осуществления пчеловодства для собственных нужд и предоставит гражданам право осуществлять пчеловодство для собственных нужд без предоставления лесного участка и установления сервитута на основании разрешений, выдаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 111 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 N 2134-11 ГД, законопроект был предварительно рассмотрен в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Заключением Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии на проект законодательной инициативы N 7-1313 "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации", подготовленный Законодательной Думой Хабаровского края, было рекомендовано доработать указанный проект законодательной инициативы и затем внести его в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект доработан с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении вышеуказанной Комиссии.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 38 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.