Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 2 ноября 2020 г. N 3.5-04/1702
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации"
(проект N 1005788-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Федеральным законом ратифицируется Соглашение о создании регионального отделения НБР в Российской Федерации - Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации (далее - Евразийский региональный центр НБР), подписанное Правительством Российской Федерации 13 ноября 2019 года.
Новый банк развития (далее НБР) является международной финансовой организацией, учрежденной 15 июля 2014 года странами членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) с целью финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Соглашение о создании НБР было ратифицировано Российской Федерацией 8 марта 2015 года.
Целями создания Евразийского регионального центра НБР в Российской Федерации являются укрепление и развитие отношений и сотрудничества между Российской Федерацией и НБР, а также создание наиболее благоприятных условий для деятельности НБР на территории Российской Федерации для реализации следующих функций:
- сопровождение и поддержка реализации проектов НБР в области инфраструктуры и устойчивого развития, в том числе с участием нескольких стран Евразийского региона;
- сотрудничество НБР с национальными, государственными и (или) частными структурами, включая международные финансовые институты и национальные банки развития;
- оказание технического содействия в подготовке и осуществлении проектов НБР.
Часть положений Соглашения содержит нормы, отличные от норм, предусмотренных законодательством Российской Федерацией, и подлежит ратификации. В частности Соглашением предусмотрено, что:
- Евразийский региональный центр НБР не подлежит государственной регистрации на территории Российской Федерации;
- деятельность Евразийского регионального центра НБР не требует специального разрешения (лицензии) и не подлежит регулированию уполномоченными органами государственной власти или Центральным банком Российской Федерации;
- против НБР и Евразийского регионального центра (далее - Банк) на территории Российской Федерации не может быть возбуждено никаких судебных разбирательств;
- Банк освобождается от финансового контроля, правил и контроля мораториев любого вида.
Также Соглашением предусмотрено, что имущество и активы Банка обладают иммунитетом от ареста, обыска, реквизиции, отчуждения, конфискации, экспроприации и любого иного вида вмешательства.
Кроме того:
- помещения и архивы Банка неприкосновенны и находятся под исключительным контролем и управлением Банка;
- активы, доходы и имущество Банка в Российской Федерации освобождаются от всех прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей на федеральном, региональном и местном уровнях;
- Евразийский региональный центр НБР также освобождается от любых обязательств по уплате, удержанию или взиманию любых налогов и сборов по социальному обеспечению;
- законодательство Российской Федерации об обязательном социальном (пенсионном) страховании не распространяется на персонал Банка.
Финансирование основной деятельности Евразийского регионального центра НБР будет осуществляться за счет средств НБР. В то же время в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения Правительство Российской Федерации оказывает содействие НБР в подборе подходящих служебных помещений для размещения Евразийского регионального центра НБР в г. Москве, а также несет ответственность за первичный ремонт помещений и единоразовое обеспечение мебелью, инвентарем и другим оборудованием, необходимым для функционирования Евразийского регионального центра НБР. Кроме того, предусмотрено, что по мере развития деятельности Евразийского регионального центра будет рассмотрен вопрос о строительстве и оборудовании подходящего офисного здания, для чего Правительство Российской Федерации обеспечит предоставление подходящего земельного участка (при наличии возможности).
Реализация Федерального закона потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. Вместе с тем комитет отмечает, что финансово-экономическое обоснование, представленное к проекту федерального закона, не содержит расчета потребности в финансировании указанных расходов в связи с тем, что полный перечень условий предоставления Евразийскому региональному центру НБР служебных помещений, а также их стоимость будут определены дополнительно по согласованию с НБР.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.