Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1052643-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующей редакцией пункта 10 части 3 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) гражданин при поступлении на муниципальную службу представляет сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В то же время согласно положениям статьи 15 Федерального закона N 25-ФЗ, а также статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) только граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ непредставление предусмотренных федеральными законами N 25-ФЗ, N 273-Ф3 и другими федеральными законами сведений или представление заведомо недостоверных или неполных сведений служит основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
Таким образом, диспозиция статей 13, 15, пункта 10 части 3 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ, статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ создает возможность для органов местного самоуправления (их должностных лиц) произвольного выбора норм, подлежащих применению при приеме граждан на муниципальную службу.
Данные выводы возникают в связи с тем, что в статье 16 Федерального закона N 25-ФЗ приводится перечень документов, которые представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу. Кадровые службы органов местного самоуправления проверяют наличие документов, перечисленных в указанной статье (в том числе сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера). Только из системного анализа статей 15, 16 Федерального закона N 25-ФЗ, положений Федерального закона N 273-Ф3 следует, что при поступлении на муниципальную службу сведения о доходах представляют граждане, претендующие на должность, включенную в соответствующий перечень.
Указанные выводы подтверждаются сложившимся в муниципальных образованиях порядком поступления на муниципальную службу.
Различное толкование статей 15, 16 Федерального закона N 25-ФЗ приводит к тому, что в некоторых муниципальных образованиях сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляют граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы, а граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, дополнительно представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такой порядок поступления на муниципальную службу установлен в таких муниципальных образованиях как города Казань (постановление Мэра г. Казани от 24.02.2010 N 48), Екатеринбург, Калининград, Балашиха (постановление администрации городского округа Балашиха Московской области от 28.02.2019 N 216-ПА), Воскресенский муниципальный район Московской области (постановление главы Воскресенского муниципального района Московской области от 08.04.2013 N 30-ПГ).
В других муниципальных образованиях сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляют граждане, претендующие на замещение всех должностей муниципальной службы (решение Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 01.02.2016 N 232).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Противоречащие друг другу правовые нормы порождают противоречивую правоприменительную практику, возможность произвольного их применения, ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод. Реализация представленной законодательной инициативы позволит снять вопросы различного толкования в муниципальных образованиях Российской Федерации норм статей 15, 16 Федерального закона N 25-ФЗ.
На основании изложенного настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменение в перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, предусмотрев обязанность представления сведений о своих доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей только для граждан, претендующих на замещение должности муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.