Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2020 г. N 5.1-01/2481
на проект федерального закона N 1008377-7 "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза",
принятый Государственной Думой 21 октября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 17 августа 2020 года (N 1008377-7).
Ратифицируемое Соглашение было подписано главами государств-членов ЕАЭС в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 20 декабря 2019 года в городе Санкт-Петербурге. Соглашение входит в право ЕАЭС и заключено на основании пункта 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС, согласно которому пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей регулируется в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭС (далее - государства-члены).
В Соглашении (статья 2) определено, что в Российской Федерации его положения распространяются на страховые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; фиксированную выплату к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплату к страховой пенсии (если иное не предусмотрено Соглашением); накопительную пенсию и иные выплаты за счёт средств пенсионных накоплений.
В Соглашении закреплён принцип равных пенсионных прав трудящихся (то есть граждан государств-членов, у которых формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена), в соответствии с которым формирование этих прав осуществляется за счёт пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. При этом трудящийся (член семьи) вправе обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) государства трудоустройства (статья 3).
Соглашением (статья 4) определено, что размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением (для России исключение составляют фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении).
Соглашением регулируются вопросы, касающиеся: права члена семьи на пенсию (статья 5); реализации права на пенсию (статья 6); определения права на пенсию (статья 7); исчисления размера пенсии (статья 8); медицинского освидетельствования и установления инвалидности (статья 9).
Соглашением (статья 10) также устанавливаются полномочия Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), которая вправе запрашивать у государств-членов информацию, относящуюся к предмету регулирования Соглашения, и принимать рекомендации по вопросам его применения. Кроме того, ЕЭК утверждается порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и ЕЭК по применению норм Соглашения.
Соглашение (статья 14) вступает в силу с даты получения депозитарием (ЕЭК) последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами процедур, необходимых для его вступления в силу.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским пенсионным законодательством (например, в части положений, касающихся экспорта пенсии и определения права на пенсию). Кроме того, предметом Соглашения являются основные права человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.