Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 2 ноября 2020 г. N 3.4-05/1407
на проект федерального закона N 1008377-7 "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 2020 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Соглашение) было подписано главами государств - членов ЕАЭС в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 20 декабря 2019 года в городе Санкт-Петербурге. Соглашение входит в право ЕАЭС и заключено на основании пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которому пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов ЕАЭС и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами - членами ЕАЭС.
Соглашение направлено на обеспечение равных прав трудящихся в сфере пенсионного обеспечения, защиту приобретенных ими пенсионных прав на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а также на развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами - членами ЕАЭС.
Соглашение гарантирует, что работникам не может быть отказано в назначении и выплате пенсии на основании местожительства на территории другой страны ЕАЭС. Формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства - члена ЕАЭС.
Пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства - члена ЕАЭС. Трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию.
После вступления Соглашения в силу трудящиеся государств-членов ЕАЭС смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве-члене ЕАЭС национальным законодательством.
Соглашением определено, что размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства - члена, если иное не установлено Соглашением (для Российской Федерации, например, исключение составляют фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении).
При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства - члена ЕАЭС аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства - члена ЕАЭС, не суммируется со стажем работы, приобретенным на территории первого государства - члена ЕАЭС, но учитывается как стаж работы на общих основаниях.
Соглашением устанавливаются полномочия Евразийской экономической комиссии, которая вправе запрашивать у государств - членов информацию, относящуюся к предмету регулирования Соглашения, и принимать рекомендации по вопросам его применения. Кроме того, Евразийской экономической комиссией утверждается порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
Соглашение содержит переходные положения, согласно которым: за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых и социальных пенсий трудящимся, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Соглашением, будет производиться в пределах общего объема расходов, предусматриваемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским пенсионным законодательством, и его предметом являются основные права человека и гражданина.
Соглашение не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другим международным обязательствам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендует одобрить данный Закон.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Первый заместитель |
С.И. Кисляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.