Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1053866-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) установлен статус указанной системы и требования к ней, виды и режим информации, которая подлежит размещению в системе, поставщики такой информации.
В соответствии с частью 4.1 статьи 12 Федерального закона поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (за исключением федеральных органов исполнительной власти, банков, иных кредитных организаций, организации федеральной почтовой связи), обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, с 1 июля 2019 года.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в значительном числе субъектов Российской Федерации ранее созданы и успешно эксплуатируются собственные государственные информационные системы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - региональные системы) в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок использования таких региональных систем, в том числе гражданами и юридическими лицами, состав и порядок размещения в региональных системах информации.
Более того, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что оказание одной из важнейших для граждан государственной услуги (в том числе в смысле декриминализации ситуации в соответствующей сфере отношений) - обеспечение проведения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы может осуществляться по решению общего собрания таких собственников с использованием региональной системы.
Также весьма неоправданными представляются виды и крайне широкий состав информации, размещение которой в системе предусматривается Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним ведомственными актами. Значительная часть такой информации в соответствии с иными нормативными правовыми актами подлежит размещению в иных государственных информационных системах. Вызывает сомнение необходимость размещения части информации в основных целях создания системы, которыми являются информационное обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и реализации прав граждан в установленных законами случаях в соответствующих сферах.
К тому же массовый переход на использование системы на практике сдерживается как ее эксплуатационными недостатками, так и нереалистичностью размещения в системе предусмотренного избыточного объема данных.
В связи с изложенным предлагается внести в Федеральный закон и Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, направленные на оптимизацию видов (и в последующем состава) информации, определение статуса региональных систем и их места в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством.
В частности, предлагается установить, что случае если в субъекте Российской Федерации создана и эксплуатируется региональная система, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации поставщики информации, подлежащей обязательному размещению в системе, обязаны размещать такую информацию в такой региональной системе.
Система и региональная система должны обеспечивать возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в электронной форме, в случаях, когда предоставление таких услуг осуществляется с использованием системы в соответствии с федеральными законами. При этом в случаях, когда региональная система обеспечивает возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предоставление таких услуг должно осуществляться на территории соответствующего региона с использованием региональной системы.
Определяемые Федеральным законом виды информации, подлежащей размещению в системе или региональной системе, предлагается укрупнить во избежание оспоримой детализации состава такой информации непосредственно в Федеральном законе. Такую детализацию предполагается осуществить на этапе уточнения состава и порядка размещения в системе или региональной системе информации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть определены виды и состав информации, которая может дополнительно размещаться в региональной системе, а также порядок, способы, сроки и периодичность размещения такой информации в региональной системе.
Предлагается установить, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, будет определен порядок доступа граждан и юридических лиц к информации, размещенной в системе или региональной системе, учитывающий установленные федеральными законами ограничения такого доступа, а также перечень, формы и порядок предоставления в систему из региональной системы ее оператором агрегированной аналитической информации, необходимой для обеспечения осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного созданные субъектами Российской Федерации государственные информационные системы в сфере жилищно-коммунального хозяйства для получения статуса региональных систем должны обеспечивать возможность размещения информации в установленном составе и доступа к ней, а также передачи агрегированной аналитической информации в систему. Утверждение порядка подтверждения и непосредственно подтверждение такого статуса предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Функционирование системы и региональных систем по предложенным правилам предлагается начать с 1 июля 2022 года.
В переходный период в субъектах Российской Федерации, в которых ранее были созданы и эксплуатируются региональные системы, информация должна размещаться в таких региональных системах в составе и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В иных регионах информация должна размещаться в системе в составе и в порядке, которые были установлены на федеральном уровне до вступления в силу предлагаемого Федерального закона.
В этот период также в системе и региональных системах в обязательном порядке должна размещаться определенная федеральным законом информация, играющая ключевое значение для реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих жилищных прав. Региональные системы также должны обеспечивать возможность проведения общих собраний собственников помещений в форме заочного голосования с использованием таких систем.
В целях создания возможности субъектам Российской Федерации создавать региональные системы, обладающие расширенными по сравнению с системой возможностями, предлагается (по аналогии с успешным опытом регулирования в сфере информационных систем обеспечения градостроительной деятельности) предусмотреть, что создание и эксплуатация региональных систем, за исключением региональных систем, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются с применением типового программного обеспечения и типовой документации для создания и ведения региональных систем, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещены в национальном фонде программ и алгоритмов. Такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещаются в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае подтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их соответствия требованиям, предусмотренным для региональных систем в соответствии с Федеральным законом.
Для обеспечения стабильности технологической политики в данной сфере предлагается установить "стабилизационную оговорку", согласно которой нормативные правовые акты, изменяющие указанные требования, применяются не ранее полутора лет со дня их принятия, если такие изменения влекут необходимость изменения программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих выполнение указанных требований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в системе или региональной системе информации, а также лиц, на которые возлагается обязанность по размещению соответствующей информации в системе или региональной системе.
Основание: пункт 3 статьи 1 законопроекта;
2. приказ Минстроя России, определяющий перечень, формы, сроки и порядок предоставления оператором региональной системы аналитической информации с указанием уровня ее агрегирования (по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям, по отдельным направлениям жилищно-коммунального хозяйства, по иным уровням агрегирования) из региональной системы в систему для целей обеспечения осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Основание: подпункт "в" пункта 7 статьи 1 законопроекта;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "в" пункта 7 статьи 1" следует читать "подпункт "в" пункта 7 статьи 2"
3. приказ Минстроя России, определяющий порядок подтверждения соответствия региональной системы требованиям, предъявляемым к региональным системам.
Основание: пункт 6 статьи 3 законопроекта.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" потребует внесения изменений либо признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
б. Перечень подзаконных актов
1. приказ Минкомсвязи России N 85, Минстроя России N 200/пр от 23.03.2015 "Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
2. приказ Минкомсвязи России N 89, Минстроя России N 204/пр от 23.03.2015 "Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства";
3. приказ Минкомсвязи России N 311, Минстроя России N 612/пр от 24.08.2015 "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
4. приказ Минкомсвязи России N 455, Минстроя России N 825/пр от 17.11.2015 "Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов";
5. приказ Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней";
6. приказ Минкомсвязи России N 18, Минстроя России N 34/пр от 28.01.2016 "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан";
7. приказ Минкомсвязи России N 53, Минстроя России N 82/пр от 17.02.2016 "Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур";
8. приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
9. приказ Минкомсвязи России N 77, Минстроя России N 120/пр от 02.03.2016 "Об утверждении состава, порядка, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о предоставлении субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также о выполнении условий предоставления такой финансовой поддержки";
10. приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.