Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1054856-7 "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября" направлен на установление добровольного переноса начала учебного года в общеобразовательных организациях на 1 октября.
Согласно пункту 17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Таким образом, в настоящее время допускается перенос начала учебного года для очно-заочной и заочной формы обучения. Однако начало учебного года в школах при очной форме обучения не может быть перенесено.
На основании изложенного, законопроектом предлагается провести добровольный эксперимент по переносу начала учебного года в школах на 1 октября.
При принятии решения о проведении эксперимента, в субъекте Российской Федерации принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации. Так, в эксперименте смогут участвовать все школы на территории субъекта РФ. При проведении эксперимента должны учитываться социально-экономические, климатические и иные объективные факторы и условия, влияющие на начало учебного года.
Перенос начала учебного года особенно актуален в настоящее время, когда, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с апреля 2020 года был введен ряд ограничительных мер по всей стране, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эти меры включили в себя не только ограничения на передвижение по стране, на прогулки, но, в том числе, закрытие детских лагерей, детских спортивных и творческих кружков, детских развлекательных центров. Несомненно, что все детские организации снова откроются, когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется, однако у детей останется не так много времени от школьных каникул для активного отдыха.
Предлагаемые законопроектом изменения определяют, что учебный год в школах, перенесших его начало на 1 октября, будет заканчиваться в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной организации. Такой подход полностью соответствует концепции и нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу, учебный план и учебный график.
В соответствии с законопроектом определено, что законом субъекта РФ и уставом образовательной организации должны быть определены особенности перехода обучающегося из одной общеобразовательной организации в другую, в том числе расположенную на территории другого субъекта РФ. Таким образом, для школьников будут созданы равные условия по изучению материалов общеобразовательной программы и подготовке к государственной итоговой аттестации.
Законопроектом учтено, что при проведении эксперимента государственная итоговая аттестация по школьным образовательным программам будет проводиться в срок, установленный Минпросвещения России. В свою очередь образовательные организации должны будут разработать и утвердить образовательные программы таким образом, чтобы образовательная программа была освоена школьником в полном объеме перед подачей заявления и документов в образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования.
Эксперимент будет проводиться до 31 августа 2023 года и после его окончания Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и Рособрнадзором проведут оценку результатов эксперимента и представят соответствующий доклад с предложениями в Правительство Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в процессе подготовки законопроекта изучен опыт других государств касательно начала учебного года, в результате чего выявлено, что во многих странах отсутствует фиксированная дата начала учебного года. Так, например, в Испании все ученики должны приступить к учебе не позднее 1 октября, но точная дата начала занятий в каждой провинции разная, что связано с разными датами окончания уборки урожая. В США также нет точной даты начала учебного года, каждый штат самостоятельно определяет дату первого учебного дня - это может быть конец августа или начало сентября. В Германии тоже в каждой из федеральных земель установлены свои даты начала учебного года, обычно учебный день начинается в середине августа или в начале сентября. Точная дата начала учебного года отсутствует также в Австрии и Италии. В жарких странах - Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Австралии - учебный год начинается в январе или феврале, что связано с климатическими условиями. Ввиду погодных условий в южных провинциях Бразилии учебный год также начинается в феврале, а в северных провинциях - в сентябре.
Таким образом, учитывая, что законопроект принимается в целях формирования эффективного процесса воспитания и обучения школьников, организации полезного отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, полагаю, что предлагаемое правовое регулирование позволит субъектам Российской Федерации более гибко подходить к началу учебного года, в том числе, в зависимости от климатических условий и в связи с различными форс-мажорными ситуациями и объективными условиями в стране и в регионе. В случае переноса начала учебного года на 1 октября, во многих регионах удастся также более эффективно использовать теплое время года для полноценного отдыха детей и создания условий для развития туристической отрасли в бархатный сезон.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября"
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября" потребует внесения изменений в Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г. N 30067).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.