Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1056286-7 "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления правовых оснований для оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), со стороны муниципальных районов.
Для сохранения смысловой структуры статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) законопроектом предлагается дополнить часть 1 указанной статьи пунктом 9.1, включив положения о праве муниципальных районов оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, в блок прав, направленных на оказание муниципальными районами поддержки различного рода общественным объединениям.
В настоящее время в соответствии с пунктом 33 части 1, частью 3 статьи 14, пунктом 37 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин являются вопросами местного значения городских и сельских поселений, а также муниципальных, городских округов. Муниципальные районы правами на оказание подобной поддержки не наделены.
При принятии Федерального закона N 44-ФЗ предполагалось, что территория обслуживания народных дружин не будет выходить за пределы административных границ отдельных населенных пунктов, городских и сельских поселений (по месту жительства народных дружинников).
Однако в ходе реализации Федерального закона N 44-ФЗ органы местного самоуправления городских и сельских поселений столкнулись с рядом проблем, связанных с дотационностью бюджетов этих поселений, а также отсутствием в поселениях достаточного количества инициативных граждан, необходимого для создания в этих поселениях народных дружин или общественных объединений правоохранительной направленности, участвующих в охране общественного порядка, особенно в удаленных сельских поселениях.
В связи с этим многие граждане стали учреждать общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины в районных центрах с принятием уставных документов, где территориальной сферой деятельности таких объединений определен весь муниципальный район. На этих же условиях они регистрируются в региональном реестре народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.
В рамках заключенных трехсторонних соглашений с администрациями муниципальных районов и территориальными органами ГУ МВД России на районном уровне районные народные дружины в соответствии со своими полномочиями принимают участие в охране общественного порядка в любом городском или сельском поселении, входящем в состав соответствующего муниципального района, однако муниципальные районы не вправе осуществлять их материальную поддержку за счет своих бюджетных средств в связи с отсутствием соответствующих прав, закрепленных в федеральном законодательстве, в том числе в Федеральном законе N 131-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательств в муниципальных районах сформированы штабы народных дружин, которые осуществляют координацию деятельности народных дружин, ведут согласовательные и проверочные процедуры, выдают служебные удостоверения народным дружинникам, оценивают результаты их деятельности, решают другие организационные вопросы.
Таким образом, предлагаемое изменение в часть 1 статьи 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ позволит муниципальным районам пользоваться правом при необходимости оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, за счет бюджетов муниципальных районов (в том числе в случае недостатка средств бюджетов тех или иных дотационных поселений, входящих в состав районов).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.