Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1055441-7 "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности государственных капитальных вложений при осуществлении функций государственного заказчика по строительству объектов капитального строительства гражданского назначения, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве указанных объектов предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
С 2020 года Правительством Российской Федерации проводится работа по передаче федеральных государственных учреждений, осуществляющих функции государственных заказчиков по строительству объектов капитального строительства гражданского назначения и подведомственных отраслевым федеральным органам исполнительной власти, в ведение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем смены учредителя. В частности, передача шести федеральных казенных учреждений, подведомственных пяти федеральным органам исполнительной власти, была осуществлена на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 2153-р. Указанные мероприятия проводятся в целях обеспечения наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета при финансировании архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия), капитального ремонта (далее вместе - строительство) объектов капитального строительства.
Вместе с тем в целях повышения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, требуется комплексный подход к централизации функций государственных заказчиков. Применение такого подхода невозможно обеспечить исключительно на основании правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем требуется системное регулирование соответствующих отношений на законодательном уровне.
В этой связи законопроектом предусмотрено создание единого заказчика в сфере строительства объектов капитального строительства, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, объекты правоохранительной деятельности, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, объекты использования атомной энергии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и объекты космической инфраструктуры Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", а также с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения о которых составляют государственную тайну, с учетом особенностей правового регулирования указанных правоотношений.
Законопроектом предусмотрена реорганизация в форме слияния и (или) преобразования определенных Правительством Российской Федерации федеральных казенных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика. В результате указанной реорганизации будет образована публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Единый заказчик).
Основной целью создания Единого заказчика согласно законопроекту является выполнение им функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации (далее - объекты), включенных в программу деятельности Единого заказчика.
Виды (категории) объектов, включаемых в программу деятельности Единого заказчика, будут определяться Правительством Российской Федерации. Указанные объекты должны быть предусмотрены решениями об осуществлении капитальных вложений в объекты, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На Единого заказчика согласно законопроекту возложены функции и полномочия, связанные с:
участием Единого заказчика в подготовке проектов актов, связанных со строительством объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика;
обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика;
осуществлением организационного, экспертно-аналитического, информационного и юридического сопровождения строительства объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика;
организацией выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в связи с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика;
осуществлением иной деятельности, предусмотренной законопроектом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единый заказчик при обеспечении строительства объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика, является государственным заказчиком, застройщиком, а также выполняет функции технического заказчика и строительного контроля непосредственно или путем привлечения иных лиц.
При обеспечении строительства объектов, включенных в программу деятельности Единого заказчика, Единый заказчик осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Высшим органом управления Единого заказчика является наблюдательный совет. В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение программы деятельности Единого заказчика.
Органами управления Единого заказчика будут являться также правление и генеральный директор.
В качестве органа Единого заказчика, осуществляющего контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью, предлагается создать ревизионную комиссию Единого заказчика.
Законопроектом предусмотрены положения, касающиеся наделения Единого заказчика имуществом, необходимым для выполнения возложенных на него функций и полномочий. В частности, имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных казенных учреждений на правах оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, предлагается передать Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Реорганизацию федеральных казенных учреждений, предусмотренную законопроектом, планируется осуществить в пределах штатной численности реорганизуемых казенных учреждений, в связи с чем принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также принятие проекта федерального закона повлечет необходимость внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации на основании отдельного федерального закона.
Принятие указанного проекта федерального закона не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", которым будут:
определены федеральные государственные учреждения, в результате реорганизации которых создается публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Единый заказчик);
определен орган, осуществляющий от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя Единого заказчика;
утверждены устав Единого заказчика, положение о наблюдательном совете Единого заказчика, правила назначения генерального директора Единого заказчика;
определено реорганизуемое федеральное государственное учреждение, единоличный исполнительный орган которого наделяется полномочиями по представлению заявления о государственной регистрации Единого заказчика;
определен состав имущества, передаваемого Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
определен перечень имущества и (или) видов имущества Единого заказчика, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам Единого заказчика;
определены порядок и сроки формирования имущества Единого заказчика;
установлены направления расходования средств Единого заказчика.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минстрой России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 20 декабря 2020 г.;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О видах (категориях) объектов капитального строительства, которые могут быть включены в программу деятельности публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минстрой России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия федерального закона;
3) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке одобрения наблюдательным советом публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" предложений по определению (перераспределению) объемов финансового обеспечения капитальных вложений в объекты, включенные или предлагаемые к включению в программу деятельности публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства", и внесению изменений в федеральную адресную инвестиционную программу".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минфин России.
Соисполнители - Минстрой России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия федерального закона;
4) распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении состава наблюдательного совета Единого заказчика.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - Минстрой России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки нормативного правового акта - до 31 декабря 2020 г.
Внесение изменений в указанные нормативные правовые акты обусловлено тем, что Федеральный закон предусматривает особенности создания и деятельности Единого заказчика, являясь актом специального регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.